В каких категориях вагона купе доступно питание?
Купейные вагоны имеют различный уровень комфортности. Приобрести проездной билет с предоставлением гарантированного питания можно в вагонах класса VIP, СВ или РИЦ, а также К. О категориях купейных вагонов читайте тут, а их фото вы можете найти в этой статье.
СПРАВКА: Оно предлагается пассажирам, приобретающим билеты в купе класса комфортности 1М, 1Б, 1Е, 2Э и 2Б. Гарантированный завтрак или ужин можно получить и в купе, входящих в пассажирские составы класса 2Т.
Стоимость
Планируя поездку, просчитываются все предстоящие растраты, включая стоимость билетов. Важно отметить, что купейные места в два раза дороже, чем плацкартные.
Особенно затратным считается путешествие на длительные расстояния. Поэтому людям, которые вынуждены часто передвигаться по стране, лучше выбрать плацкарт.
Главное, избегать мест в первом вагоне, так как проводники держат там свои принадлежности на верхних полках (одежда, постельное белье и посуда). Уровень комфорта в этом вагоне намного ниже, чем в других из-за постоянного шума.
Что входит?
Выбрать блюда из меню гарантированного питания могут обладатели оплаченных билетов, в стоимость которых входит эта дополнительная услуга, на сайте сервисов фирменных поездов РЖД. Для этого необходимо будет на них авторизоваться.
Во время оформления заказа пассажир заполняет в предложенной перевозчиком на его сайте форме поля с именем, отчеством и фамилией.
Для адресного предоставления еды во время поездки указывается вид и номер проездного документа пассажира, а также занимаемое им место в купе.
В зависимости от длительности поездки, а также времени отбытия и прибытия состава, пассажиру могут быть предложены горячий завтрак или ужин.
При поездке, продолжительность которой превышает 24 часа, пассажиру предоставляется обед.
Единые стандарты обслуживания и предоставления пассажирам гарантийного питания были введены РЖД в 2012 году. Соответствующее распоряжение зарегистрировано под № 2666. Гарантированная еда поездов РЖД состоит из стандартных завтраков, бизнес-ланчей, ужинов и фирменного меню.
Стандартный завтрак
Итак, что входит в питание в купе поезда РЖД? Стандартный завтрак состоит из двух вариантов:
- с кашей. На выбор пассажира предлагаются по два вида молочной каши и бутербродов, хлеб ржаной и пшеничный, чай, кофе, сливочное масло и сливки. Как правило, в меню включается каша овсяная и рисовая, бутерброды с колбасой и сыром с маслом. Пассажир самостоятельно выбирает вариант комбинации блюд.
- С яичницей. Отличается второй вариант завтрака отличается от первого тем, что два вида каш заменяются в нем на яичницу глазунью с ветчиной и помидорами.
Стандартный бизнес-ланч
Стандартный бизнес-ланч включает в себя:
- 1 вариант. Салат, борщ с говядиной, эскалоп с гарниром из риса, белого и ржаного хлеба. В качестве горячих напитков можно выбрать чай или кофе со сливками.
- 2 вариант. Салат, суп-лапша, котлета в картофельным пюре. Горячие напитки: чай или кофе со сливками. Хлеб ржаной и белый.
Стандартный ужин
Стандартный ужин включает в себя:
- 1 вариант. Салат, бифштекс с отварным картофелем, хлеб ржаной и пшеничный, чай или кофе.
- 2 вариант. Салат, куриное филе с макаронами, хлеб ржаной и пшеничный, чай или кофе.
Периодически меню гарантированного питания РЖД обновляется.
Фирменное меню пассажирских поездов включает в себя различные блюда, но не входит в состав гарантированного питания.
Холодные закуски
Состоят, как правило, из салатов, бутербродов, мясных, сырных или рыбных нарезок.
Горячие блюда
Представлены в фирменных меню супами, блюдами из рыбы и мяса.
ВНИМАНИЕ: Вместе со стандартным гарантированным питанием пассажир получает минеральную воду, а также столовую посуду, приборы и бумажные салфетки. В вагонах бизнес-классах в меню дополнительно включаются десерт, 3 вида безалкогольных напитков, 2 вида минеральной воды, 6 типов алкогольной продукции по 2 наименования каждый и 2 вида пива.
В отличие от стандартного набора посуды, в бизнес-класс предоставляется фарфоровая или фаянсовая посуда вместо одноразовой и тканевые салфетки. Подачу обеда, ужина и завтрака можно заказать в купе или получить их в вагоне-ресторане.
Оборудование купейного вагона
Все пространство внутри вагона делится на помещения для:
- Общего пользования.
- Служебных целей.
- Проживания.
- Санитарно-гигиенического и технического назначения.
Водоснабжение
Каждый купейный вагон оснащен индивидуальной системой водоснабжения холодной и горячей водой для удовлетворения основных санитарно-гигиенических и нужд. Пассажиры жилого отсека имеют возможность воспользоваться водонагревателем, который находится в служебном помещении вагона и осуществить гигиенические процедуры в туалете.
Автономная система водоснабжения вагона оснащена 2-я баками воды общим объемом более 1000 л. Данная жидкость подогревается с использованием бойлера и подается потребителям через систему труб и кранов, смонтированную в закрытых полостях. Также для нужд отопления и водоснабжения каждый пассажирский вагон оснащен запасом угля, который находится в рабочей зоне.
Отопление
Система отопления пассажирского купейного вагона предназначена для поддержания оптимальной температуры во внутренних помещениях и для нагрева горячего контура водоснабжения.
В современных купе-вагонах можно встретить 3 типа систем подогрева воздуха:
- водяную;
- электрическую (нагрев воздуха осуществляется за счет калориферов, установленных в системе вентиляции);
- комбинированную (нагрев теплоносителя происходит за счет сжигания твердого топлива и электрических тэнов).
Согласно нормативным актам в жилых отсеках пассажирских вагонов должна поддерживаться температура +20 (+-2) .
Вентиляция
Система вентиляции в купейном вагоне служит для подачи свежего (забортного) воздуха в жилое пространство.
Существуют два способа подачи воздушных масс в вагон:
- Естественный (осуществляется через открытые окна, зазоры и не плотности в корпусе изделия).
- Приточный (воздух нагнетается во внутреннее пространство с применением специального оборудования).
При втором способе воздух дополнительно очищается, а его подача в вагон осуществляется через нижние решетки воздуховодов. Удаление старого воздуха производится через щели или верхние вытяжные каналы.
Электроснабжение
Купейный вагон (схема с номерами мест и расположением линий электропроводки представлена далее в статье) представляет собой сложную инженерную систему. Электроснабжение пассажирского вагона необходимо для обеспечения работоспособности основных систем жизнеобеспечения и безопасности.
На электрическом приводе работают: система вентиляции и отопления, системы водоснабжения и освещение жилой зоны.
Освещение
Система освещения салона вагона и его технических помещений служит для оповещения пассажиров в случаях возникновения нештатных ситуаций и является источником света.
В купейных вагонах поездов применяется 2 типа осветительных приборов:
- Люминесцентные.
- С элементом накаливания.
Первый тип установлен во всех жилых помещениях вагона и представлен в виде встроенных светильников с 2 лампами по 20 В каждая. Напряжение электрического тока в системе освещения составляет 50 В.
Розетки
Купейный вагон (схема с номерами мест и точным расположением источников питания для общего пользования представлена далее в статье) оснащен 2 розетками. Первая расположена между 3 и 4 жилым отсеком, а вторая – между 7 и 8.
Аварийные выходы
Аварийные выходы расположены в 3 и 6 купе вагона. В целях повышения уровня безопасности проход к местам экстренной эвакуации отмечен подсвеченными табличками. Схема эвакуации расположена в доступном для всех пассажиров месте.
Как сообщить об аллергии и непереносимости?
Меню перевозчика имеет несколько вариантов.
В их число входят вегетарианские и диетические блюда, а также соответствующее религиозным требованиям питание.
Все блюда из этих меню представлены на сайте российских железных дорог с их полным описанием и фотографиями.
Указать тип выбранного меню можно в созданном на сайте профиле пассажира.
Для этого рядом с выбранным вариантом блюд указывается номер проездного билета пассажира.
Отличия между типами вагонов
Купейные вагоны обладают рядом преимуществ в сравнении с более дешевым собратом:
- Вагоны II класса рассчитаны на перевоз меньшего количества пассажиров. Каждый отсек имеет на 2 места меньше, чем плацкарт (отсутствуют боковые полки). Меньшая скученность людей на единицу площади положительно сказывается на комфорте передвижения;
- Места для сна имеют больший размер и подойдут даже очень высоким людям;
- Как заявляют в РЖД, на отечественных железных дорогах уже сегодня курсируют около 150 купе, приспособленных для людей с ограниченными возможностями;
- Имеются два туалета (против одного в III классе);
- Спальные места отделяются от коридора дверьми;
- Есть возможность разделения по половому признаку. По отдельной просьбе можно избежать поездки с представителем противоположного пола
(чем особенно часто пользуются женщины).
Сон
Самое сложное в плацкартных вагонах — сон. Поезда резко трогаются и останавливаются, люди вокруг разговаривают, а путейщики стучат по колёсам. Поэтому беруши обязательны! Купить их можно в любой аптеке. Если никогда не пользовались берушами и боитесь, что они вам не подойдут, лучше протестируйте их заранее. Также не забудьте маску для сна.
Для поезда нужно взять тапочки и домашнюю одежду, которую не жалко. Если вы едете в холодное время, берите с собой лёгкую комфортную одежду для дня и что-то потеплее, чтобы было удобно спать ночью. Зимой в плацкартах топят очень сильно, но за ночь вагон остывает.
Гигиена
Помимо стандартного гигиенического набора обязательно возьмите не только сухие, но и влажные салфетки, санитайзеры, туалетную бумагу, медицинскую маску, перчатки, духи. Туалетной бумаги в вагонах часто нет, проводники распределяют её неохотно. А санитарные условия оставляют желать лучшего. Влажные салфетки спасут от пыли, санитайзер и маска — от инфекций, а обычные салфетки понадобятся во время еды.
Иногда в вагонах неприятно пахнет. Чтобы спастись от этого, можно чуть-чуть надушить воротник, медицинскую маску или край капюшона. И не забывайте выходить проветриваться на остановках.
Если вагон старый, нет биотуалета и долгие санитарные зоны, можно пройти в соседний вагон и поискать биотуалет там.
1. Плацкарт
Если вы тонкая натура, лучше вообще отменить поездку, чем согласиться на последние места на боковых полках рядом с туалетом. На нижней чуть терпимее, чем на верхней, но вряд ли высота в этом случае принципиальна. Оглохнуть от постоянного хлопанья дверью, задохнуться от кружащего голову аромата, обалдеть от непрерывного мельтешения пассажиров — крайне сомнительная перспектива.
Подсказываем: четные номера всегда присвоены верхним полкам, нечетные — нижним, места у туалета — с 33-го по 38-й. На 36-й верхней полке даже поручня нет, а ноги — вишенкой на ароматном РЖД-торте — упираются в перегородку.
Пассажиры, едущие на нижних «боковушках», вынуждены встречаться глазами почти со всеми проходящими мимо.
Если поездка предстоит продолжительная, советуем избегать 3-го и 6-го отсеков, где расположены аварийные выходы, а посему окна не открываются. Конечно, случись вдруг внештатная ситуация, будет шанс первым покинуть поезд, но в остальное время придется терпеть постоянную духоту. Номера мест — 9–12, 21–24, 43, 44, 49, 50.
Зимой лучше ехать в центре вагона, чтобы не мерзнуть на каждой станции, когда открываются двери.
Высоким людям в поездах, наверно, хуже всех: стандартная длина боковой полки — 176 см, поперечной — 167 см, приходится спать, высунув ноги. Но полки под номерами 1, 2, 35, 36 еще и укорочены на 15 см. С шириной, кстати, тоже есть нюансы: нижняя «боковушка» уже поперечной на 5 см, а верхняя — на все 7 см.
Самые удобные места в плацкарте — те, что поближе к проводнику. Не нужно далеко тащить багаж и стаканы с кипятком. Первые «боковушки» часто заняты постельным бельем, а значит, соседей меньше. Туалет в начале вагона, как правило, убирают прилежнее, чем тот, что в конце, а во втором отсеке (как и в предпоследнем) есть розетки.
РЖД не расскажет: 6 фишек «Сапсана», о которых не каждый знает .
Как выбрать лучшее место. Советы и отзывы пассажиров
Вполне логично, что выбор самого удобного места зависит от личных предпочтений каждого пассажира. Например, кто-то любит ездить только на нижних полках. В частности, эти места удобны для пожилых людей, тучных пассажиров, мам с малолетними детьми, которые занимают одну полочку на двоих. Некоторые люди покупают билеты на эти места, опасаясь, что во время резкого торможения поезда с верхней полки можно упасть. К тому же, всегда доступно воспользоваться столиком – негласно именно пассажиры с нижних мест чаще всего считают его «своим». Однако уступать соседям сверху всё равно приходится: вас могут попросить подвинуться, чтобы перекусить или просто посидеть.
Другой категории людей комфортнее ездить именно наверху: на эти места никто из попутчиков не посягнет. Можно спокойно улечься, отвернуться к стене, почитать или подремать. К тому же, такие места чуть дешевле нижних. Некоторые пассажиры предпочитают верхние полки, если путешествуют в одиночку, едут ночным поездом или на короткие расстояния.
Совет. Если сосед с нижней полки не пускает вас к столику или просто не дает посидеть на своем месте, обратитесь к проводнику. На крайний случай вызовите начальника поезда.
В правилах перевозки нет пункта, который принуждает пассажиров «делиться» нижней полкой, но в то же время действует принцип, который ограничивает каждого человека в злоупотреблении своими правами. В любом случае пробуйте договориться мирно.
Боковые места многими пассажирами считаются самыми неудобными. Если в секции хоть как-то можно организовать личное пространство, то здесь человек располагается практически в коридоре, где постоянно кто-то ходит. Однако некоторые и здесь находят преимущества. Например, столик предназначен не для 4-х человек, а всего лишь для двоих. Правда, при этом владельцу нижнего бокового места придется трансформировать свою полку, чтобы сосед смог пообедать.
Боковое место трансформируется в столик
Если вы еще колеблетесь, какие места предпочесть, определиться помогут отзывы и рекомендации пассажиров:
- места 35-38 находятся рядом с туалетом, поэтому если волнуетесь, что неприятный запах испортит вам поездку, не берите билеты на них;
- достаточно комфортно ехать в секции, расположенной неподалеку от проводника: и туалет недалеко, и запаха нет, и чай можно организовать в любой момент (купить или сделать самому – титан для нагрева воды тоже находится близко);
- зимой лучше брать места ближе к центру вагона, поскольку на каждой остановке будут выходить-заходить пассажиры, впуская холод;
- места в середине также хороши для тех, кто не любит, когда мимо снуют люди: в туалет или в тамбур, чтобы покурить;
- места с 29 по 31 располагаются недалеко от туалета, но при этом запах здесь не чувствуется. Зато всегда можно посмотреть, есть ли очередь из желающих умыться. Также это удобно, если нужно выносить детский горшок (чтоб не нести по всему коридору);
- если едете вдвоем, удобно занять верхнюю и нижнюю полку в одном отсеке или даже сбоку. Тогда посторонние люди не будут посягать на ваши места.
Совет. Если боитесь упасть с полки во время торможения поезда, берите билеты на места, которые ближе к головному вагону.