В каких ситуациях нужно подавать жалобу
Для начала перечислим ситуации, по которым пассажир может подать жалобу на таксиста:
- Автомобиль не соответствует заявленному тарифу,
- Грязная машина как внутри, так и снаружи, дырявые или порванные чехлы,
- Хамское поведение водителя, ненормативная лексика, нежелание слушать клиента,
- Мошеннические действия со стороны таксиста или других сотрудников таксопарка,
- Выбор длинного маршрута с целью повысить стоимость заказа,
- Неподчинение ПДД.
Также существуют и другие спорные ситуации, в которых просто необходимо обратиться за помощью к таксопарку или службе поддержки.
Основания для жалобы
Обычно претензии клиентов касаются неправомерных действий водителей, реже – диспетчерских служб. Существует множество возможных оснований для жалоб, равно как и инстанций для их подачи. Ниже перечислены обособленные ситуации, где алгоритм последующих действий со стороны пассажира может отличаться.
Хамство водителя
Дать объективную оценку хамству практически невозможно. Поэтому необходимо фиксировать подобное поведение, например, на видеокамеру телефона или диктофон. Кроме того, важную роль играют свидетели. Если у пассажира имеются такие доказательства, шанс привлечь таксиста к ответственности за причинение морального вреда значительно возрастает.
Важно понимать разницу между оскорблениями и угрозами. Оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ) – административное правонарушение. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ) – уголовное преступление. Степень ответственности за два этих поступка, соответственно, разная.
В такой ситуации претензия может быть направлена в любые инстанции, перечисленные в соответствующем разделе статьи. Но если хамство переросло в рукоприкладство, нужно немедленно обращаться в полицию.
Обман при оказании услуги
Самый распространенный случай – таксист намеренно выбирает длинный маршрут. Если тарификация производится поминутно или по километражу, такие действия могут увеличить стоимость оплаты.
Здесь в качестве доказательства обмана необходимо прикрепить к заявлению рисунки маршрутов. Их должно быть два: фактический и должный. Можно воспользоваться сервисом Яндекс.Карты или Google Maps.
Как создать доказательные документы с помощью картографических служб:
- поставить две точки (место отбытия и прибытия), нажав на правую кнопку мыши;
- система автоматически построит наиболее удобный путь следования. Нужно лишь убедиться, что маршруты построены для поездки на автомобиле;
- делается распечатка интернет страницы (Ctrl + P). Если принтера нет, делается снимок экрана, который распечатывается в ближайшем копировальном центре;
- с помощью точек строится фактический маршрут (примерный путь следования таксиста);
- распечатывается второй документ.
Изображения должны быть заверены нотариусом (Как написать жалобу на нотариуса). В этом случае они будут иметь юридическую силу и могут использоваться в суде.
Водитель может мотивировать свои действия тем, что на кратчайшем пути следования были заторы. Можно найти данные в интернете о пробках в установленную дату, либо заручиться поддержкой свидетелей, способных подтвердить, что в данное время пробок на дороге не было.
Ненадлежащее состояние транспортного средства
Служба такси обязана проверять техническое состояние автомобиля перед выходом на линию и устранять неисправности. В соответствии со ст. 11.14.1 КоАП РФ на боковой поверхности кузова должна быть нанесена цветографическая схема, либо установлен опознавательный знак на крыше.
Нарушение ПДД
Если во время поездки было замечено, что таксист нарушил правила дорожного движения, следует сообщать об этом в дежурную часть ГИБДД. К числу самых распространенных нарушений относятся:
- проезд на красный сигнал светофора;
- превышение скорости;
- пересечение двух сплошных линий разметки;
- разговор по телефону во время движения;
- езда в алкогольном или наркотическом опьянении.
Сделать звонок в ГИБДД или по номеру экстренного вызова полиции (02) можно уже по прибытию на место назначения. Необходимо передать сотрудникам Госавтоинспекции следующую информацию:
- название службы такси;
- государственный регистрационный номер автомобиля;
- адрес месторасположения автомобиля в данный момент;
- нарушение ПДД, допущенное водителем.
Если позвонить вовремя не удалось, можно направить заявление в письменной форме. В таком случае по факту обращения будет проведена проверка.
Способы подачи
Способ подачи, с помощью которого можно пожаловаться на водителя в Яндекс такси зависит от разновидности ситуации. Ниже мы перечислим все методы подачи жалоб и подробно расскажем о каждой.
Официальный сайт Яндекса
Чтобы пожаловаться на конкретного таксиста через официальный сайт Яндекс такси, нужно:
- Зайти на главный сайт Яндекс такси.
- Перейти в раздел слева «Отзыв о поездке».
- Ввести свои личные данные и описать суть проблемы.
- Нажать кнопку «Отправить».
После этого вам перезвонят по указанному номеру мобильного телефона и предпримут все меры, чтобы водитель не остался безнаказанным.
Мобильное приложение
Если на ваш смартфон или планшет установлено мобильное приложение, вы можете подать жалобу и через него. Для этого необходимо зайти в меню, выбрать раздел «Служба поддержки» и перейти в подраздел «Проблемы с поездкой». Через эту службу можно подать жалобное письмо на водителя или оставить о нем отзыв.
В случае подробно изложенной претензии пассажиру отдадут полную сумму поездки, когда рассмотрят жалобу.
Служба технической поддержки
Служба технической поддержки как правило нужна для водителей. Но обычные пассажиры тоже могут в нее обратиться и подать жалобу. Достаточно будет перейти по ссылке yandex.ru/support/taxi/ и заполнить пустые окошки с личными данными и текстом жалобы. Ответ придет на тот электронный адрес, который вы указали в нужном поле.
Есть возможность позвонить по номеру горячей линии службы поддержки и объяснить ситуацию, назвав имя и фамилию водителя и тот таксопарк, через который была совершена поездка.
Обращение в Роспотребнадзор
Чтобы обратиться в Роспотребнадзор, у пассажира должны быть веские основания для этого. Например, несоблюдение водителем правил безопасности в автомобиле, нарушение правил дорожного движения и так далее.
Обращение, подаваемое в данную службу должно быть правильно оформлено в соответствии с регламентом.
Оно содержит в себе 3 части:
- Тут потребуется сообщить свои личные данные и данные перевозчика или таксопарка.
- Далее пассажир должен описать всю произошедшую ситуацию во всех деталях и максимально подробно.
- В конце необходимо предоставить доказательства, имеющиеся у клиента.
Подать жалобу можно самостоятельно придя в орган Роспотребнадзора по месту жительства или отправив письмо с обращением с помощью заказного письма. Срок рассмотрения таких жалоб составляет ровно месяц с момента подачи. О решении по жалобе пассажиру должен прийти ответ.
Полиция
В полицию клиент имеет право обратиться, если в ходе поездки ему был нанесен физический и(или) моральный ущерб. Например, водитель нанес клиенту увечья, или спровоцировал аварийную ситуацию в результате которой пострадал пассажир.
Если это произошло, пассажир должен зафиксировать травмы в медицинской организации. Они будут являться доказательствами по делу.
Таксопарк
Также клиент может попробовать обратиться к руководству того таксопарка, в котором работает водитель. Обычно все данные о таксопарке указываются в мобильном приложении при заказе такси.
Частые проблемы пассажиров
Не во всех случаях требуется обращаться в клиентскую службу. Большинство вопросов можно решить самостоятельно. Рекомендации по распространённым проблемам можно найти на официальном сайте в разделе «Вопросы и ответы».
Забыл вещи в такси, что делать?
Если потеряли вещи после поездки, необходимо по факту пропажи сразу связаться с водителем. В противном случае оставленные предметы могут забрать другие пассажиры – таксист в данном случае не несет ответственности. Чтобы позвонить сотруднику, перейдите в «Историю заказов», откройте параметры нужной поездки и нажмите «Связаться с водителем».
Соответствующая опция будет доступна в течение двух дней, затем контакты водителя скроются.
Оплатил поездку дважды
Ситуация с двойной оплатой может возникнуть в следующем случае – пользователь в приложении в качестве способа оплаты выбрал банковскую карту, но при этом дополнительно заплатил наличными. Чтобы вернуть денежные средств, свяжитесь с таксистом. Уточняйте номер также в «Истории заказов». Возврат по карте невозможен.
Почему изменилась стоимость поездки?
Причиной повышения или снижения стоимости может быть следующее:
- изменение конечного адреса;
- добавление промежуточного пункта;
- платное ожидание;
- автоматические чаевые;
- применение дополнительных опций.
Предварительная стоимость поездки отображается сразу – узнать общую сумму доступно по прибытия в пункт назначения. После назначения машины не может изменяться примененный тариф даже при внезапном повышении спроса.
Водитель вёл себя некорректно, мне угрожала опасность
Если появляется угроза безопасности, рекомендуем попросить водителя завершить заказ. При противодействии позвоните на единую горячую линию. В дальнейшем сможете также направить жалобу на сотрудника:
- Найдите в истории нужную поездку.
- Кликните по пункту «Помощь с заказом».
- Перейдите во вкладку «Оставить отзыв» – «Пожаловаться на водителя».
- Укажите причины недовольства и подтвердите отправку сообщения.
Сразу после поездки появляется также возможность оценить поездку по пятибалльной шкале.
Не работает промокод
В большинстве случаев промокоды предоставляют для новых пользователей на первые поездки. Прежде всего проверьте, соблюдены ли условия применения. Убедитесь, что ранее по аналогичному номеру не регистрировался аккаунт.
К причинам неудачного применения купона также относятся:
- неверно введена комбинация – в промокоде используются только латинские буквы и цифры;
- истек период действия акционного предложения;
- устаревшая версия приложения – обновите программу через встроенный маркет.
Ввод промокода выполняется через раздел «Скидки» панели управления.
Как получить чек за поездку
Соответствующая опция располагается в параметрах завершенных поездок. Нажмите «Помощь с поездкой» и выберите вариант «Получить чек». Платежный документ моментально отобразится на экране мобильного устройства.
Как заказать детское кресло
Чтобы создать заявку на машину с детским креслом, изначально задайте начальный и конечный адрес поездки. Выберите тариф «Детский», свайпните экран снизу вверх и укажите в параметрах тип необходимого сиденья. Затем привычным образом закажите такси.
Как удалить историю поездок
Стереть информацию о завершенных поездках доступно также через историю заказов. Перейдите к параметрам нужной заявки, прокрутите всплывающее окно вниз и нажмите «Удалить запись». В один клик полностью очистить историю невозможно.
Как могут наказать водителя?
Степень наказания водителя зависит от совершенного им правонарушения.
Перечислим каким образом могут наказать таксиста в Яндекс такси:
- Понизить его рейтинг, если им постоянно не довольны пассажиры
- Заставить пройти переаттестацию, если на водителя жалуются очень часто,
- Назначат штраф в самом таксопарке,
- Уволить и заблокировать в «Таксометре» в случае постоянного несоблюдения норм этикета и так далее,
- Назначить административный штраф, если таксист нарушает ПДД,
- Назначить уголовное наказание в случае нанесения увечий пассажиру или спровоцировал серьезную аварию.
Конечно, в основном все клиенты обращаются в службу поддержки или ставят плохую оценку водителю. Направление жалобы в Роспотребнадзор, полицию и судебные органы требует много временных и финансовых затрат. При этом пожаловаться на Яндекс такси с помощью горячей линии всегда легче, чем постоянно ходить по судам или отделениям полиции и собирать доказательства.
Какой ответ ожидать
«Яндекс Такси» тщательно следит за качеством оказания услуг по перевозке пассажиров, поэтому, как правило, жалобы оператору или представителю компании будет достаточно. По итогам ее рассмотрения виновный понесет дисциплинарное наказание, а клиенту будет выделена компенсация. Например, дополнительные бонусы на оплату поездок.
Если же нарушение водителя серьезное, то следует обратиться с письменной претензией к компании и в государственные контролирующие органы. По итогам рассмотрения обращения будет проведена проверка и ее результаты будут переданы заявителю.
Важно
Как правило, водитель или переводчик может получить административное наказание в виде штрафа или же уголовное, если его нарушение попадает под действие УК РФ.
Наказать водителя за хамство, угрозы в адрес пассажира или нарушение ПДД может полиция по заявлению клиента. При материальных претензиях потребителя следует написать иск в суд, который точно оценит конфликт и определит размер выплат. Например, из-за ДТП с машиной «Яндекс.Такси» или в случае, если пассажир получил травму во время поездки.
Как составить обращение
Существуют нормы официальной переписки, в соответствии с которыми оформляется документ:
- в шапке (правый верхний угол страницы) указывается организация-адресат, ФИО должностного лица, ФИО и контактные данные отправителя;
- посередине страницы пишется слово «Жалоба», а затем лаконично излагается ее суть;
- в качестве подробностей необходимо указать время вызова машины, адрес отбытия, номер и марку автомобиля, а также ФИО водителя;
- можно перечислять законы РФ, которые были нарушены;
- в заключительной части излагается требование (возмещение средств, компенсация морального вреда, административное взыскание с виновных лиц);
- если прилагаются доказательства, их список должен быть обозначен;
- в конце документа необходимо поставить дату, подпись и ее расшифровку.
Образец
В качестве образца можно использовать жалобу на ненадлежащее качество работы предприятия-перевозчика.
Но в то же время, возможно, не совсем удачно составлено требование. Несмотря на то, что одной из функций Роспотребнадзора является проведение проверок, зачастую подобные заявления перенаправляются им в другие органы.