Не обсуждаем и не осуждаем ребёнка
Для начала хочется отметить, что никогда не следует обсуждать с другими взрослыми поведение ребёнка в его присутствии. Когда ребёнок слушает, с какой вы лёгкостью всем подряд рассказываете о его поведении, у него рушится самое базовое по отношению к родителям – чувство доверия. И потом, кода ребёнку исполняется 11-12 лет и у него появляется «своя жизнь», многие родители удивляются: он всегда был таким послушным, мы его не обижали и дружили, но сейчас он нам ничего не рассказывает, а на все вопросы «как дела в школе?» отвечает односложно «нормально».
Все делов в доверии! Где-то на глубоком уровне у ребёнка сформировалось ощущение – «зачем я буду делиться сокровенным, родители все про меня расскажут». Поэтому, когда жалуются на вашего ребёнка, золотое правило номер один: не обсуждать его поведение и поступки в присутствии ребёнка.
Второе правило: что бы ни случилось, какой бы на ваш взгляд ужасный поступок не совершил ваш ребёнок – всегда будьте на его стороне. Это не значит, что вы должны поощрять его поведение или потакать его слабостям. Это значит, что вы не должны примыкать к давящей и контролирующей стороне – к учителям и другим взрослым. Вы можете разделять их точку зрения, считать жалобы оправданными, но вы не должны забывать, что это ваш ребёнок, под вашей защитой.
Если на ребёнка много жалуются, то можно совершенно незаметно стать на сторону его «врагов» – тех, кто вечно недоволен, тех, кто его совсем не любит. Таким способом вы точно не сможете помочь изменить и улучшить поведение вашего ребёнка.
Как восстановить дисциплину
Фото: usnews.com/
Восстановление дисциплины должно происходить без ругани и наказаний.
- Ребенок не должен всегда слушаться взрослых
. Американский клинический психолог, педиатр Хаим Гинотт говорит, что целью родителей должно быть не воспитание удобного, послушного ребенка. У него должно быть право на собственное мнение, пусть даже отличное от мнения учителя. Он должен уметь принимать решение, делать выбор. Поэтому, не стоит сразу наказывать ребенка за плохое поведение. Быть может он таким образом отстаивает свою точку зрения.
- Помогите детям хорошо себя вести.
Объясните им правила поведения в классе. Если же они продолжают раз за разом делать то, чего категорически нельзя, значит, это требование пока находится не в рамках их возрастной нормы.
- Регулярно напоминайте детям правила,
соблюдение которых от них требуется в школе.
- Объясняя правила помните о том, что они должны быть четкими.
Не «на уроке нужно вести себя тихо», а «на уроке нельзя разговаривать, бегать».
- Правила должны быть едиными для всех
. Если в школе запрещается разговаривать на уроке, то этот запрет должны быть и для постоянного нарушителя спокойствия, и для отличницы с косичками.
- Поддерживайте добрые намерения ребенка.
«Ты не хотел обидеть Валю, но нечаянно ее толкнул, и она заплакала. Будь внимательней».
- Не разговаривайте с ребенком на эмоциональном взрыве
. Расстройства, гнев не помощники в решении ситуации. Успокойтесь, потом обсудите проблему.
- Если понимаете, что сейчас взорветесь, то лучше взять паузу.
Уйдите из комнаты, выдохните, попейте воды. После этого продолжайте разговор.
Бывает, когда учительница часто ругает ребенка, он стает еще «вредней», начинает делать все «назло». В нем включается механизм сопротивления. Это нормально. Не стоит перегибать палку, постарайтесь понять своего ребенка.
Нередко школьные учителя жалуются на плохое поведение детей. Это не удивительно, ведь всем известно, что детская психика еще не сформирована. Порой банальная вещь в виде обидного слова или неудачного рисунка может стать глобальной проблемой. Задача родителей быть на стороне своего ребенка, постараться увидеть причину плохого поведения, помочь ему выйти из ситуации. Главный ключ к взаимопониманию – совместное время провождение, которое поможет найти решение любых проблем.
Что делать с жалобами на ребёнка?
Для начала выясните такие моменты:
- Является ли объективным в оценке поведения сам учитель или воспитатель? Нет ли у него личной конфронтации с вашим ребёнком? Такое, к сожалению, встречается часто. Педагогам нужны «удобные» дети, и если ребёнок требует к себе повышенного внимания, часто это может вызвать несправедливые обвинения, как неосознанный протест и отказ от своей работы;
- Не является ли его поведение следствием длительной и двусторонней вражды среди сверстников? Вспомните себя, как часто приходилось выяснять отношения с одноклассниками? И как часто в таких ситуациях виноваты были сразу несколько детей, а доставалось только тому, кто был менее хитрым и не умел вовремя скрыть свои эмоции от учителей;
- Достаточно ли много времени вы проводите с вашим ребёнком в спокойной и ничего не требующей от него атмосфере? Возможно, у вашего ребёнка накопилось напряжение, и совсем нет возможности отдохнуть и «перевести дух». Если вы ничего не обнаружили из вышеуказанных признаков, только тогда можно сделать вывод, что ваш ребёнок явно не прав и заслуживает справедливого наказания.
В любом случае если на ребёнка жалуются, воспринимайте это не как трагедию или проблему, а как сигнал «что-то идёт не так» и последующее решение должно звучать так: «мы справимся с этим вместе». Будьте чутки, внимательны к своим детям. Особенно в те периоды их жизни, когда не все идёт гладко, и тогда вы сможете быть для своих детей добрым другом, а это самое ценное в воспитательном процессе.
Автор: Марина Абаджева
Урегулирование споров между родителями и педагогами
9 октября в рамках 18 Всероссийского интернет-педсовета Сергей Максимов и Ольга Кочева, юристы проекта «Служба поддержки участников образовательного процесса», провели вебинар, на котором говорили о конфликтах между педагогами и родителями и способах их урегулирования. Самое важное — в нашем материале.
Сегодняшняя тема нашей встречи — это тема очень злободневная для родителей и педагогов в особенности. Это урегулирование споров между родителями, педагогами и школой. Поскольку мы представляем интернет-ресурс «Служба поддержки участников образовательного процесса», у нас есть интернет-приемная, в которую поступает большое количество вопросов. И именно вопросы, связанные с конфликтами между родителями и педагогами, мы получаем чаще всего.
Какие вопросы мы хотим сегодня рассмотреть? — Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей? — Как защитить свои права? — Какие права есть у родителей и что они имеют право требовать? — Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей? — Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?
Проблемы оценивания
Если смотреть по обращениям, которые поступают к нам в интернет-приемную, то один из частых поводов для конфликтов – это тема оценок. Родители часто жалуются, что ребенку выставляют заниженные оценки, и не понимают, какие права они имеют. А педагогам сложно объяснить родителям, в каких случаях их претензии не обоснованы.
Законодательство защищает академические права и свободы педагогов от таких посягательств родителей на то, чтобы оценивать качество работы педагога, качество того, как он проводит оценку знаний учащихся.
Часто возникают случаи, когда родители пытаются контролировать весь учебный процесс, его содержание, внимательно смотреть, как оцениваются знания его ребенка и считая, что оценка занижена, а затем они бегут разбираться и жаловаться.
И здесь важно родителям объяснять, что закон об образовании гарантируют права педагогов на свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность, закрепляет его права. И это основная обязанность учителя — выставлять оценки, оценивать знания учащихся.
И поэтому у родителей нет прав и полномочий на оценку работы учителя.
Но при этом нужно иметь в виду, что бывают такие ситуация, когда такие претензии действительно обоснованы, и родитель может пожаловаться и потребовать пересмотр оценки.
Эта ситуация связана с тем, что учителя иногда ставят оценки за поведение, без проведения оценки знания учащегося. Забыл дневник или пропустил занятие, плохо себя ведет – «двойка». В таких случаях родитель может обратиться в администрацию школы с тем, чтобы пересмотреть оценки.
Как выстроить свои отношения с родителем, когда он пытается обжаловать оценку?
Во-первых, — родителю нужно сказать, что оценки выставляются по усмотрению учителей, во-вторых можно переадресовать его жалобы к администрации школы, если эти жалобы связаны с вопросами пересмотра. Не во всех случаях педагог должен спорить лично с родителем. Здесь он может обращаться к администрации за помощью и за поддержкой.
И помогает, когда у школы правила и критерии оценки учащихся прописаны локальным актом, там же рассмотрен порядок рассмотрения жалоб от родителей.
В этом случае учитель может просто адресовать родителя к этому документу для ознакомления и сказать, что все оценки выставляются в соответствии с этим документом. Либо говорить о том, что есть закон, который дает педагогу право на свободу от вмешательства в преподавательскую деятельность, право на определение критериев оценивать.
Информирование родителей об оценках ребенка
Есть ещё одна тема в этой ситуации. Это когда родители говорят, что их учитель не информирует об оценках и не дает ознакомиться с контрольными работами. Тут нужно понимать, что лучше всего с родителями общаться. Если учитель сам создает возможности для общения с родителями, если существуют встречи для ответов на вопросы, если родители понимают, как получить информацию, то конечно лучше информировать родителей об оценке своевременно. Потому что, если у родителя нет возможности обратиться непосредственно к учителю, то в случае проблемной ситуации, он пойдет жаловаться к директору.
Так же закреплена за родителями и педагогами обязанность информировать вторую сторону о том, какие сложности возникают у обучающегося, чтобы он смог своевременно исправить свои пробелы в знаниях. И поэтому учитель должен здесь активно взаимодействовать с родителями. Если возникает проблема в обучении, то он обязан информировать родителей.
Но способ информирования формально не утвержден в законодательстве. Если это не утверждено и в локальных актах школы, то это происходит по усмотрению педагога.
Работа с жалобами родителей
Очень важно, чтобы в школе было налажена система рассмотрения жалоб родителей. Часто у родителей нет четкого понимания о том, какие права они имеют, на что они могут жаловаться, что они могут требовать. Поэтому возникает претензии по поводу того, какую образовательную программу школа предлагает, какие методики учитель использует, какой объем домашнего задания он задает, что не ведется индивидуальная работа с отстающими.
Понятно, что можно в случае конфликтных ситуаций обратиться к директору, но это уже рассматривается как крайний случай. Если у родителей возникают вопросы по поводу прав, графика работы школы, выбора образовательной программы, учебников, методики преподавания, то учитель должен понимать, что это вопросы, которые находятся в компетенции школы. И он должен знать, что он может перенаправить родителей в администрацию школы с тем, чтобы все эти вопросы централизованно проговорить и снять, чтобы родители не бежали в вышестоящие инстанции.
Участие родителей в управлении школой
Есть такая форма, как участие родителей в управлении образовательной организации, и по некоторым вопросам, таким как 5-дневная учебная неделя, режим дня, индивидуальная работа с отстающими, родители могут выдвигать свои предложения к администрации школы, поскольку это те вопросы, которые находятся в сфере управления образовательной организации.
С родителями обязательно надо говорить. Не все родители злодеи, они просто иногда не понимают, на что они имеют право. И вот эти каналы общения с родителями должны быть настроены, и учителя должны понимать, что они могут перенаправить родителей в администрацию.
Сбор денег на нужды школы
Сбор денежных средств часто является острой необходимостью, поскольку все знают, что бюджетного финансирования и средств, поступающих от оказания платных услуг, в большинстве учреждений не хватает. Потому что, несмотря на то, что предоставленная школам возможность вести самостоятельную деятельность, приносящую доход, есть, но навыков привлечения достаточного количества желающих нет.
Все равно существует проблема со сбором средств. От неё никуда не деться, и все это понимают. При этом органы власти сам факт сбора средств не отрицают. Вопрос всегда возникает «когда и на что это делается?» У разных школ могут быть разные потребности. И эти, и другие, и прочие. Тут вопрос, как учителю преподнести эти потребности и организовать сбор, чтобы не получить жалобы в прокуратуру.
С одной стороны, самый простой вариант – поработать с родителями.
«Поработать с родителями» — это не обеспечить появление записи в дневнике «принести на следующий урок 50 рублей или на следующий урок не приходи».
Когда педагог начинает решать проблему сбора средств, он не должен давить на родителей или обучающихся. Лучше всего собрать родителей, объяснить, в связи с чем возникла необходимость сбора денежных средств, и предложить родителям выбор – «если вы хотите такого результата (обеспечение безопасности, например), то мы можем сделать то-то, то-то и то-то. Это может повлечь для вас дополнительные расходы, предлагаем вам рассмотреть этот вопрос и решить, есть ли возможность приобретения того или иного оборудования или тех и иных тетрадей, каких-то других учебных предметов, путем сбора денежных средств».
Есть родительский комитет, он организовывает сбор средств, но при этом сам педагог не должен принимать участие в сборе этих средств.
Он может оказать содействие по передаче денежных средств тому лицу, которое выбрано из числа родителей. Но не более. Он не должен выдавать расписок, обсуждать эту тему с детьми. В данной ситуации все это будет расценено не просто как нарушение прав, а как уголовное правонарушение: вымогательство или мошенничество.
Для того, чтобы это все не произошло, педагог должен исключить требование с родителей. Объяснить — да, но требование нужно исключить из процесса сбора средств.
Бывают ситуации, когда не всегда четко можно определить цель сбора средств. В таком случае можно создать фонд поддержки образовательной организации. Но это актуально в тех случаях, когда речь идет о крупных приобретениях. Во всех остальных случаях, чтобы не создавать дополнительные административные и организационные препятствия, лучше собирать средства через родительский комитет.
Важно донести до каждого родителя тот факт, что все сборы средств сугубо добровольные.
Но даже при этом в некоторых случаях у родителей возникают обиды. Вот принято решение сдать деньги на шторы в классе. Все сдали, а кто-нибудь один из родителей отказывается. Родители должны сами это обсудить и принять согласованное решение, покупают они шторы в итоге или не покупают. Учитель в этот момент не должен участвовать в принятии решения.
Проблема рабочих тетрадей
С одной стороны у нас есть статья 35 федерального закона «Об образовании РФ», которая говорит о том, что учебники и методические материалы должны приобретаться за счёт учреждения, то есть родители должны быть обеспечены ими. Вопрос в том, являются ли рабочие тетради «учебниками и методическими материалами»? На данный момент позиции по этому вопросу достаточно противоречивы, в том числе и со стороны правоохранительных органов и судов.
К сожалению, вопрос, является ли рабочая тетрадь учебно-методическим материалом, на сегодняшний день по-разному рассматривается контролирующими органами.
Одни говорят, что т.к. повторное использование достаточно затруднено, то рабочая тетрадь не может считаться предметом, который должен приобретаться за счет средств образовательного учреждения. Другие утверждают, что, в рабочих тетрадях можно работать карандашом, а перед сдачей их в школьную библиотеку, стереть все записи, и тогда тетрадью можно пользоваться несколько лет.
В данной ситуации решение должны принимать сами родители. Учитель может информировать их: «Да, у нас есть методическое пособие, но если дети будут использовать краски или ручки, то давайте собирать денежные средства».
Здесь тоже важно именно разговаривать и работать с родителями. По нашему опыту жалоб на необходимость приобретать рабочие тетради у родителей с нормальным достатком не бывает, они понимают учителя. Но когда в классе появляется родитель с низким доходом, вот тогда могут быть жалобы. Можно для таких семей специально предусматривать фонды поддержки, чтобы решать эти вопросы индивидуально, приобретать за них либо предлагать иные условия.
Да, в этой ситуации мы даем не только правовые советы, а в первую очередь обращаем ваше внимание на возможность погашения любых конфликтов, которые в силу особенностей характеров и ситуаций, будут возникать. Чтобы эти конфликты решались, мы предлагаем возможные варианты решения этих конфликтных ситуаций. Эти советы не всегда носят правовой характер, а в первую очередь направлены на то, чтобы минимизировать возникающие правовые конфликты.
Поведение учителя в конфликтной ситуации
Многие знают о жестких конфликтах, когда дело доходит до суда. Мы считаем, что лучше всегда оставаться в правовом поле, даже если вы полагаете, что родитель явно не прав, и он ведет себя некорректно.
Здесь нужно понимать, что закон одинаково защищает и родителей, и педагогов.
Обе стороны обязаны уважать права других участников образовательного процесса. И на них точно также распространяются все прочие требования законодательства. Если, например, либо родитель, либо педагоги переходят на взаимные оскорбления, то у всех сторон в данной ситуации есть возможность обращаться в суд с защитой свои прав, посягательств на честь и достоинство и т.д.
Ещё одна общая рекомендация — в ситуации конфликта между родителем или учителем учителю лучше обратиться к третьей стороне. Например, к администрации школы. Есть категория конфликтных родителей, которые часто жалуются, и учителю надо правильно уметь себя вести. Родителю, находящемуся уже внутри конфликта, часто сложно остановиться, он считает, что учитель себя не так ведет по отношению к его ребенку, и может раскручивать конфликт все сильнее.
Важно, чтобы в школе были структуры, которые рассматривают конфликты между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами (да, такое тоже бывает).
В школе это может быть управляющий совет, в который входят родители, который собирается для разбора конкретного случая. Тогда и ребенок, которые нарушает права учителя, ведя себя вызывающе, и родитель, который ведет себя неуважительно по отношению к учителю, вызываются на заседание управляющего совета или на комиссию по урегулированию споров. Инициировать рассмотрение конфликта этой комиссией может, как родитель, так и педагог. Когда конфликтную ситуацию разбирает не только педагог, а подключается и администрация школы, другие родители, тогда рассмотрение получается более объективным.
Помимо этого можно и нужно отсылать конфликтного родителя к уставу школы, к законодательству о защите прав и говорить о том, что родители обязаны соблюдать требования и правила, установленные в школе. И что взаимное уважение прав всех сторон – это взаимная обязанность.
Как правильно составить жалобу на воспитателей детского сада от родителей и куда ее подать
Также жалоба в прокуратуру целесообразна при ненадлежащих действиях педагога в виде халатности, воровства, вымогательства. Если в действиях воспитателя обнаружат состав преступления, то будет заведено уголовное дело.
Жалоба на воспитателя детского сада и Департамент образования может быть подана и в прокуратуру. В ней родители должны последовательно изложить суть жалобы: какие претензии к педагогу предъявляются, о письменном обращении к заведующей, когда была направлена жалоба в департамент образования, и какова была реакция чиновников на обращение.
Образец ответа на жалобу родителей в школе
Нередко дети сегодня подвергаются унижению со стороны учителей, необоснованной оценке знаний, предвзятому отношению, психологическому и даже физическому насилию. В такой ситуации выход может быть только один – написать жалобу на учителя от имени родителей директору школы.
Получения ответа на жалобу администрации учебного заведения в 2021 году
Грамотно составленное заявление не останется без ответа. Тем более что существуют конкретные законодательные требования, которые оговаривают, как правильно реагировать на любые обращения от граждан. Они в полной степени касаются и директора школы, которому поступила жалоба от родителей.
Порой директору нужен образец ответа, в котором он уведомляет о передаче жалобы на учителя в другую инстанцию. В таком случае он обязан проинформировать родителей, куда было направлено их заявление. Стоит понимать, что срок рассмотрения проблемы будет продлен. Так как в очередной инстанции документ будут регистрировать в течение трех дней, а к этому периоду добавляют еще месяц, выделяемый на изучение конфликтной ситуации.
Образец ответа на жалобу родителей
Жалобы родителей на конфликтные ситуации в школе далеко не редкость, поэтому умение компетентно разобраться в проблеме, и ответить по существу — задача каждого директора. Как такового единого образца ответа на жалобу нет, есть только определенные требования по структуре этого документа и срокам его подготовки.
Жалоба на имя директора школы и ее значение
- Название компании или ФИО частного предпринимателя, рассматривающего обращение, а также контактные данные.
- Информация о лице, обратившемся с претензией (фамилия, имя, отчество, адрес).
- Обращение к адресату. Стандартная приветственная фраза – «Уважаемый (имя, отчество)!».
- Подтверждение рассмотрения жалобы. Оно может иметь вид фразы: «Ваша жалоба от (дата) рассмотрена».
- Описание обстоятельств дела. Необходимо изложить суть проблемы, с которой обратился клиент. Это требуется по нескольким причинам — так изложение будет логичным, и из текста ответа на жалобу станет понятно, почему приняты именно такие меры.
- Перечень действий, предпринятых с целью устранения причины жалобы или запланированных.
- Результат рассмотрения обращения с претензиями. Если они обоснованы, следует предложить потребителю вариант разрешения конфликта. При этом требования могут быть удовлетворены полностью или частично. Не помешает принести извинения и высказать надежды на то, что адресат останется вашим клиентом. Предложите пострадавшему какую-либо компенсацию за причиненный ему ущерб, например скидки, бонусы или дополнительные услуги.
- В случае, когда не подтверждается факт нарушения, автору жалобы нужно об этом сообщить с указанием мотивов отказа и ссылками на правовые нормы и документы.
- Если к ответу прилагаются бумаги, в тексте следует упомянуть, какие именно.
- Информация о лице, подписывающем письмо (должность, фамилии, имя и отчество).
- Дата написания ответа на жалобу.
- Подпись руководителя или другого уполномоченного на рассмотрение жалоб лица.
- Если ответ подготовлен от имени компании, следует поставить на нем оттиск печати.
- Кому направляется петиция.
- Контакты родителей.
- Данные о педагоге, не соблюдающем профессиональную этику и нарушающего права ребенка.
- Изложение основной сути конфликта, описание деталей и требований.
- Документ подписывается, ставится дата.
Школьное руководство в ряде случаев, получив обращение в письменном виде, обязано предоставить ответ в развернутом виде. Этот момент предусматривается законодательством, должна быть реакция на отправленный запрос. Весь процесс урегулирования конфликта обязан отследить директор лично.
Какие требования к составлению жалобы
В итоге рассмотрение жалобы займет не более тридцати трех дней, если не придется направлять дело соответствующему ведомству. По истечении заданного срока существует государственный регламент на получение реакции на запрос. Можно просить ускорения срока получения ответа на жалобу родителей в школе, его образец не предусматривает требований по этому вопросу.
Рекомендуем прочесть: Практика Притворная Сделка Купля Продажа Являлась Дарением Постому Что Безденежная
Между прочим, игнорирование положений закона чревато серьезными последствиями для администрации школы. В отношении конкретных должностных лиц могут приниматься административные меры: штраф в размере 5000-10000 рублей.
Как написать ответ на жалобу родителей в школе
- на протяжении 3 дней выполняется регистрация поступившего обращения;
- не более 7 дней, если вопрос находится вне компетенции директора и его пришлось передать в соответствующее ведомство;
- в срок до 30 дней, в течение которого жалобу детально изучат специалисты и уполномоченные на это лица.
Жалоба на учителя математики
Чаще всего нерадивые директора совершают распространенное нарушение: игнорируют жалобу в адрес учителя, не отвечая на родительские заявления. Между тем, закон четко устанавливает сроки, в которые необходимо дать ответ:В течение трех дней с момента получения обращения оно должно быть зарегистрировано.Если решить проблему не в компетенции директора, он имеет право передать заявление в другое ведомство: на эту процедуру выделено еще 7 дней.На рассмотрение жалобы закон
В итоге оказываются ущемлены права учащихся, их родителей и законных представителей или коллектива учителей. У каждого гражданина есть неограниченное право подавать для защиты своих прав и интересов жалобы в различные государственные и негосударственные организации и к любым должностным лицам.
Для изучения сложившейся ситуации в 3-Б классе были запрошены тетради Ивановой Ирины и классный журнал, проведены беседы с педагогами, работающими в классе, посещены уроки заместителем директора по УВР Павлюковой Г.П. Считаем, что в 3-Б классе создаются все условия для образования и воспитания, раскрытия талантов детей.
Ответ на жалобу родителей в школе
Заполняя коллективную жалобу на учителя, нужно излагать сложившуюся ситуацию и предъявляемые требования не от себя лично, а от всего коллектива. Также в документе нужно указать имена всех родителей, согласившихся подписать письмо. Образец жалобы на учителя от родителей в Минобразования В коллективной жалобе на учителя необходимо указать имена всех обратившихся, имена и данные родителей следует вписать в «шапке» жалобы.
Рекомендуем прочесть: Коллегия Адвокатов Членских Взносов Нет Годовая Отчетность
Таким образом, если в адрес директора поступило заявление от родителей, где они просят приструнить либо уволить некомпетентного учителя, то по факту он имеет максимум 33 дня на предоставление ответа. Это в ситуации, когда нет возможности передать обращение в другое ведомство.