Что значит – бодрствование?
Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:
- прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
- изучение окружающего мира;
- физическая активность;
- занятия по развитию речи;
- трудовая деятельность;
- занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
- творческая деятельность;
- музыкальные занятия;
- обучение навыкам письма.
Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.
У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.
При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.
Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).
Примерный режим дня на теплый период в ДОУ
Вид занятий | Возраст детей | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Утренний прием, гимнастика | 7.30 – 8.10 | 7.30 – 8.10 | 7.30 – 8.20 | 7.30 – 8.30 |
Завтрак | 8.10 – 8.50 | 8.10 – 8.50 | 8.20 – 8.50 | 8.30 – 8.50 |
Прогулки, игры | 8.50 – 10.15 | 8.50 – 10.20 | 8.50 – 10.50 | 8.50 – 11.00 |
Учеба или свободные занятия | 10.15 – 12.00 | 10.20 – 12.10 | 10.50 – 12.10 | 11.00 – 12.10 |
Обед | 12.00 – 12.30 | 12.10 – 12.50 | 12.10 – 13.00 | 12.10 – 13.00 |
Дневной сон | 12.30 – 15.00 | 12.50 – 15.00 | 13.00 – 15.00 | 13.00 – 15.00 |
Закаливание | 15.00 – 15.30 | 15.00 – 15.30 | 15.00 – 15.30 | 15.00 – 15.30 |
Полдник | 15.30 – 16.00 | 15.30 – 16.00 | 15.30 – 16.00 | 15.30 – 16.00 |
Игры, свободные занятия | 16.00 – 17.00 | 16.00 – 17.00 | 16.00 – 17.00 | 16.00 – 17.00 |
Прогулка, уход домой | 17.00 – 19.00 | 17.00 – 19.00 | 17.00 – 19.00 | 17.00 – 19.00 |
В холодные сезоны режим дня группы в детском саду может сокращать прогулки и предусматривать больше времени на игры и учебу.
Почему следует соблюдать режим?
По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.
Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.
Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.
Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении — психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.
Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.
Правила пребывания ребенка в детском саду. материал на тему
Уважаемые родители!
В нашем детском саду принято соблюдать некоторые правила, выполнение которых будет способствовать благополучному пребыванию Вашего ребёнка в дошкольном учреждении.
1. Детский сад работает 5 дней в неделю с 7.00 до 19.00. Выходными днями являются суббота, воскресенье и общегосударственные праздничные дни.
Педагоги готовы беседовать с Вами о вашем ребенке утром до 8:40 и вечером после 17:00. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.
В нашем саду нет строгих ограничений по времени приема ребенка, однако, помните, что воспитательно-образовательный процесс в ДОУ начинается в 07.40 утра и большая часть активных занятий и развлечений приходится на первую половину дня. Желательно, чтобы Вы приводили ребенка в группу до 7:40, так ребенку будет легче включиться в жизнь и в режимные моменты группы, сделать утреннюю гимнастику, пообщаться с друзьями до занятий, поиграть в любимые игры.
Помните, что в вечернее время с детьми проводятся индивидуальные занятия, поэтому рекомендуем забирать ребенка не ранее 18:30.
Принимайте активное участие в развитии ребенка:
- Выполняйте рекомендации всех педагогов детского сада;
- Системно проводите лечение, наблюдаясь у врача психиатра;
- Интересуйтесь успехами детей, посещайте открытые мероприятия;
- Не забывайте, что утренник — это праздник для ребенка, приходите нарядными, в сменной обуви с хорошим настроением; В целях соблюдения противопожарной безопасности рекомендовано присутствие одного члена семьи.
2. Своевременно вносите плату за содержание ребенка в ДОУ до 15 числа текущего месяца.
3. Мы уделяем большое внимание вопросу безопасности жизни и здоровья Вашего ребенка, из чего следуют еще несколько пунктов:
- Приводить и забирать ребенка может ТОЛЬКО родитель (законный представитель) и (или) доверенное лицо при наличии заявления на имя заведующей.
- Дети до 18-ти лет забирать ребенка из сада не имеют права. В экстренных случаях возможны исключения ТОЛЬКО после личного согласования ситуации с руководителем детского сада.
- Запрещается приходить в детский сад в нетрезвом состоянии, курить на территории детского сада, приводить животных.
- Ведя ребёнка по территории детского сада, во избежание травматизма держите его за руку.
- Если Ваш ребенок страдает установленными аллергическими реакциями (продукты питания, цветочные растения, пыльца, шерсть, медикаменты, укусы насекомых и т.д.), ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите на этот факт в беседе с нашим врачом, старшей медицинской сестрой или воспитателем Вашей группы.
Если в течение дня у ребенка появляются первые признаки заболевания (температура, рвота, высыпания, диарея), родители будут немедленно об этом извещены. Вы должны, как можно скорее, забрать ребенка из детского сада.
В случае отсутствия ребенка в детском саду (болезнь, поездка, внеплановые выходные и т.д.), пожалуйста, предупредите об этом старшую медицинскую сестру по телефону 56-27-53 – мы должны знать причину Вашего отсутствия до 9:00.
После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней детей принимают в детский сад только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, рекомендациями по индивидуальному режиму ребенка.
Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение, прочее) предоставьте заявление заведующему ДОУ.
Постарайтесь информировать ДОУ за день (до 12:00 ч.) о приходе ребенка после его отсутствия (отпуске, болезни и т.д.), чтобы ему было обеспечено питание.
Рекомендуем:
- Приводить ребенка в ДОУ в опрятном виде с коротко подстриженными ногтями, с аккуратной прической; в чистой соответствующей сезону одежде и обуви, иметь сменную одежду для прогулок.
- Предоставить ребенку индивидуальные предметы гигиены: расческу, носовой платок – и специальный мешок для спортивной одежды и обуви, в шкафчике у ребенка должно быть запасное нижнее белье.
- Обеспечить отсутствие в карманах ребенка мелких, острых, режущих и колющих предметов.
4. Уважайте честь и достоинство сотрудников ДОУ и воспитывайте это в ребенке. Несите ответственность за воспитание своего ребенка.
Просим спорные конфликтные ситуации не решать в присутствии детей и других родителей. Если Вы обнаружили неудовлетворенность или некоторое несогласие с тем, как организована жизнь детей в группе, Вам следует обсудить это с воспитателями группы. Если этот разговор не помог решению проблемы, Вы можете обратиться прямо к заведующему и выразить свою обеспокоенность. Выстраивайте взаимоотношения на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей
Смелее предлагайте свою помощь. Будем благодарны за любую помощь: в реализации уставных задач, в оформлении группы, содержания участка для прогулок детей, и др.
Выполнение всех данных условий является обязательным для всех родителей, чьи дети посещают детский сад № 189.
Надеемся на Ваше понимание и настрой, на положительный результат общих усилий! Всегда выслушаем Ваши предложения, замечания и пожелания.
Мы рады видеть Вас
в нашем детском саду!
Зачем нам режим?
В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:
- гиперактивность
- гипервозбудимость
- ухудшение памяти
- снижение работоспособности
- быстрая утомляемость
- частые респираторные заболевания
Отчего это происходит? Режим дня для малыша — это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.
Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.
Режим питания в детском саду по САНПИН
Меню в детском саду составляется с учетом требований СанПина и сезонного наличия продуктов. Меню в детском саду на день и на неделю составляет заведующий ДОУ совместно с заведующей пищеблоком. Дети должны получать сбалансированное и разнообразное питание.
В дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) детям предлагается полноценное и разнообразное питание. Примерное меню в детском саду учитывает возраст воспитанников, время года и состояние здоровья детей. Меню в ДОУ имеет некоторые особенности:
- блюда повторяются не чаще, чем раз в 20 дней;
- суточный рацион малышей возрастом до трех лет составляет 1540 ккал, детей старше трех лет — 1900;
- рацион включает питательный завтрак, фруктовые соки и фрукты, второй завтрак, плотный обед и полдник;
- на завтрак воспитанники должны получать четверть дневного рациона, около 15% занимает второй завтрак и полдник, а 45% рациона дети получают в обед.
Меню в детском саду на день
Институт питания РАМН разработал стандарты детского питания в ДОУ. Рацион составляется для каждой возрастной группы детей.
За качеством продуктов следит СЭС, заведующая детским садом и пищеблоком.
В российских детских садах бланк меню в детском саду на каждый день заполняет специалист по диетическому питанию, который отвечает за рацион малышей.
Медицинская сестра перед подачей еды должна производить витаминизацию третьих и первых блюд витамином С для детей до года положено 30 мг витамина, 1-6 лет — 40 мг, а детей старше 6 лет — 50 лет.
Ежедневно дети 2-5 лет должны получать следующие продукты (в граммах):
- Каши или овощи – 180-200,
- Кофе, чай, какао – 150,
- Супы, бульоны – 150-200,
- Блюда из мяса или рыбы – 60-70,
- Компоты, кисели – 150,
- Комбинированные гарниры – 100-150,
- Фрукты, соки – 50-100,
- Овощные или фруктовые салаты – 40-50,
- Хлеб ржаной (на весь день) – 50,
- Хлеб пшеничный (на весь день) – 110.
Каждый день дети в саду кушают четыре раза: для них предусмотрен обед, полдник и два завтрака. В отдельных случаях допустимо трехразовое питание, если рацион составлен штатным диетологом и не предусматривает отклонение от нормы по калорийности.
На детский стол попадают рыбные и мясные блюда, яйца, каши, молочная продукция, фрукты и овощи, выпечка, соки и горячие напитки. Воспитанники всегда могут попросить добавку непорционных блюд, если порция оказалась для них недостаточно большой.
Рацион может быть разработан и для ребенка с пищевой аллергией.
Для этого родителям следует предоставить в ДОУ результаты тестов на аллергены, а после поставить в известность воспитателя или штатного диетолога, чтобы сотрудники детского сада знали, какие именно продукты нельзя есть ребенку. Составляя рацион для воспитанников, диетолог постарается исключить аллергены.
Чтобы подготовить ребенка к детсадовскому питанию, родителям следует:
- Поинтересоваться у воспитателя приблизительным меню в детском саду с рецептами, чтобы постепенно приучать малыша к подобной пище.
- Отказаться от продуктов, которые по вкусу и составу кардинально отличаются от еды в ДОУ.
- Не давать ребенку экзотические продукты, копченые, соленые, жирные и острые блюда, которых нет в приблизительном меню. Маме важно знать, что в детском саду блюда готовят с минимум жира, для приготовления чаще используют сливочное и растительное масла.
- Стоит разнообразить домашнее меню простыми блюдами, полностью исключив газированные напитки, майонез, кетчуп, сухари и чипсы.
- Важно следовать принципу 5-разового питания и дома, так ребенку будет проще привыкнуть к графику приемов пищи в ДОУ.
- Не стоит давать ребенку двойные порции еды, думая, что он недоедает в детском саду. Порции должны соответствовать возрасту, в противном случае можно спровоцировать ожирение или проблемы с желудочно-кишечным трактом.
- Если в семье не придерживаются режима питания, постепенно следует отучать ребенка от перекусов между приемами пищи.
Меню в детском саду на неделю
Дошкольное питание в детских садах, меню которого составляет медицинский работник, проходит обязательное утверждение у сотрудников Роспотребнадзора.
В меню прописывается не только размер, но и консистенция порций (воспитанникам ясельных групп еда дается в пюрированном виде). Важно, чтобы блюда сочетались между собой.
Так, если в обед дети получают борщ, овощной суп или рассольник, на второе у них должны быть овощи, овощной салат или гарнир из макаронных изделий или круп.
Если же на горячее подан крупяной суп, в качестве гарнира рекомендованы овощные рагу и салаты. Чтобы повысить аппетит, перед обедом дети получают свежие или соленые овощи.
Отвечает эксперт
справочной системы «Образование»
Меню в детском саду на неделю ясельная группа
Ясельная группа детского сада — это дети 1-2 и 2-3 лет. Малыши нуждаются в полноценном сбалансированном питании калорийностью от 1200 до 1500 Ккал в день.
Меню ясельной группы в детском саду составляется на 10 дней медицинским работником, заверяется сотрудником Роспотребнадзора и подтверждается заведующей ДОУ.
Рацион питания зависит от времени года и может быть летне-осенним и зимне-весенним.
Согласно нормам СанПин:
- Питание для детей, находящихся в саду более 8 часов, должно быть четырех-пятиразовым.
- Между завтраком и обедом должен быть промежуточный прием пищи, который включает свежие фрукты и напиток.
- Если свежие овощи недоступны, их заменяют соками или быстрозамороженными фруктами и овощами.
- Полдник может быть легким и уплотненным, если ужин не предусмотрен.
Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ
Дневной распорядок в детском саду состоит из:
- режима питания, а именно — времени и количества приемов пищи;
- дневного сна;
- прогулок;
- времени приема детей;
- игр и занятий.
Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.
Занятия в первой половине дня
Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.
Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.
Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.
Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.
Прогулки и дневной сон
После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.
С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной — вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.
Вторая половина дня
Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.
Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.
Распорядок дня в детском саду – основные составляющие
Хотя распорядок дня в каждом ДОУ отличается, он всегда направлен на полное и своевременное удовлетворение всех потребностей ребенка. Кроме того, режим обеспечивает тщательное соблюдение гигиены каждым воспитанником, поощряет активность и самостоятельность, формирует навыки самообслуживания, общения и взаимопомощи. Режим дня дошкольника в детском саду исключает периоды долгого ожидания и нацелен на максимальный комфорт ребенка.
Основные составляющие режима:
- Утренний фильтр – прием детей в группу, общение с родителями;
- Приемы пищи – как правило, их четыре: завтрак, второй завтрак, обед и полдник;
- Прогулки – в первой половине дня до обеда и вечером перед уходом детей домой;
- Дневной сон – его длительность составляет 2-2,5 часа, дневной сон организуется после обеда и спокойных (малоподвижных) игр;
- Игры;
- Закаливающие процедуры;
- Обучающие занятия;
- Физкультура.
Полдник:
Рекомендуемые среднесуточные нормы питания <*> в детских садах (г, мл, на 1 ребенка)
<*> Допустимы отклонения от рекомендуемых норм питания +/- 5%.
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов | Количество продуктов в зависимости от возраста детей | |||
в г, мл, брутто <1> | в г, мл, нетто | |||
1 — 3 года | 3 — 7 лет | 1 — 3 года | 3 — 7 лет | |
Молоко с м.д.ж. 2,5 — 3,2%, в т.ч. кисломолочные продукты с м.д.ж. 2,5 — 3,2% <2> | 390 | 450 | 390 | 450 |
Творог, творожные изделия для детского питания с м.д.ж. не более 9% и кислотностью не более 150 °T | 30 | 40 | 30 | 40 |
Сметана с м.д.ж. не более 15% | 9 | 11 | 9 | 11 |
Сыр неострых сортов твердый и мягкий | 4,3 | 6,4 | 4 | 6 |
Мясо (говядина 1 кат. бескостная/говядина 1 кат. на костях) <3> | 55/68 | 60,5/75 | 50 | 55 |
Птица (куры 1 кат. потр./цыплята-бройлеры кат потр./индейка 1 кат. потр.) <3> | 23/23/22 | 27/27/26 | 20 | 24 |
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое <3> | 37 | 39 | 32 | 37 |
Колбасные изделия для питания дошкольников | 5 | 7 | 4,9 | 6,9 |
Яйцо куриное диетическое | 0,5 шт. | 0,6 шт. | 20 | 24 |
Картофель: 01.09 по 31.10 | 160 | 187 | 120 | 140 |
с 31.10 по 31.12 | 172 | 200 | 120 | 140 |
с 31.12 по 28.02 | 185 | 215 | 120 | 140 |
с 29.02 по 01.09 | 200 | 234 | 120 | 140 |
Овощи, зелень <3> | 256 | 325 | 205 | 260 |
Фрукты (плоды) свежие <3> | 108 | 114 | 95 | 100 |
Фрукты (плоды) сухие | 9 | 11 | 9 | 11 |
Соки фруктовые (овощные) | 100 | 100 | 100 | 100 |
Напитки витаминизированные (готовый напиток) | — | 50 | — | 50 |
Хлеб ржаной (ржано- пшеничный) | 40 | 50 | 40 | 50 |
Хлеб пшеничный или хлеб зерновой | 70 | 100 | 70 | 100 |
Крупы (злаки), бобовые | 30 | 43 | 30 | 43 |
Макаронные изделия группы А | 8 | 12 | 8 | 12 |
Мука пшеничная хлебопекарная | 25 | 29 | 25 | 29 |
Мука картофельная (крахмал) | 3 | 3 | 3 | 3 |
Масло коровье сладкосливочное | 22 | 26 | 22 | 26 |
Масло растительное | 9 | 11 | 9 | 11 |
Кондитерские изделия | 7 | 20 | 7 | 20 |
Чай, включая фиточай | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 0,6 |
Какао-порошок | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 0,6 |
Кофейный напиток злаковый (суррогатный), в т.ч. и зцикория | 1,0 | 1,2 | 1,0 | 1,2 |
Дрожжи хлебопекарные | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 |
Сахар <4> | 37 | 47 | 37 | 47 |
Соль пищевая поваренная | 4 | 6 | 4 | 6 |
<1> В случае поступления новых видов пищевых продуктов, в том числе и импортных товаров, или в случае поступления нестандартного сырья нормы отходов и потерь при технологической обработке этого сырья определяются дошкольной организацией самостоятельно путем контрольных проработок.
<2> Доля кисломолочных продуктов должна составлять 135 — 150 мл для детей в возрасте 1 — 3 года и 150 — 180 мл — для детей 3 — 7 лет;
<3> При использовании другого сырья необходимо делать перерасчет. Масса брутто может меняться в зависимости от исходного сырья и сезона года. При формировании меню необходимо обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.
<4> В том числе для приготовления блюд и напитков; в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.), выдача сахара должна быть уменьшена в соответствии с его количеством, поступающим в составе используемого готового продукта. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АССОРТИМЕНТ
ОСНОВНЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИТАНИИ
ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Нормы и правила питания в детском саду
Рацион питания в детсадах прорабатывается соответственно требованиям развивающегося организма в определенном возрасте.
Меню утверждается управляющим детского сада сроком не меньше чем на четырнадцать суток.
Все трапезы формируются на основании определенных позиций, приведенных в таблице ниже.
Время приема пищи | Компоненты рациона |
Завтрак | Первое блюдо |
Бутерброд | |
Горячий напиток | |
Обед | Закуска |
Первое блюдо | |
Второе блюдо | |
Полдник | Напиток |
Хлебобулочное, либо кондитерское изделие | |
Ужин | Салат |
Второе блюдо | |
Горячий напиток |
Время приема пищи
Нормативными документами предусмотрено требование для детского сада по разделению продуктов, потребляемых детьми дошкольного возраста в период нахождения в группах детского сада.
При распределении времени приема пищи учитывается возраст детей и время, в течение которого ребенок посещает детский сад.
Время приема пищи в период нахождения в ДОУ от 8 до 10 часов | |
Трапеза | Режим (часов) |
Завтрак | С 8-00 до 9-00 |
Обед | С 12-00 до 13-00 |
Полдник | С 15-30 до 16-00 |
Ужин | С 18-30 до 19-00 |
На усмотрение управляющего детсадом, может определяться второй завтрак, который проводится с 10-30 до 11-00.
Время приема пищи в период нахождения в ДОУ до 12 часов | |
Трапеза | Режим (часов) |
Завтрак | С 8-00 до 9-00 |
Обед | С 12-00 до 13-00 |
Полдник | С 15-30 до 16-00 |
Ужин | С 18-30 до 19-00 |
Второй ужин | 21-00 |
При нахождении ребенка в детсаде, сроком до двенадцати часов, разрабатывается режим, обеспечивающий восемьдесят процентов от полного рациона.
Режим приема пищи для детей, не достигших одного года, прорабатывается в личностном порядке.
Для формирования меню используется питание, которое поставляется из кухонь молочного приготовления, либо имеет госрегистрацию.
Один день в детском саду, примерный план
Большинство дошкольных учреждений работает по двенадцать часов (с 7.00 до 19.00). Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра — прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.
- Утро. В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.
- День. Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.
- Вечер. Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.
Тихий час в детском саду
Обеденный перерыв на сон в детском саду обязателен. Средняя продолжительность сна ребенка составляет приблизительно 12 — 13 часов, из которых 2 — 3 часа предназначаются для дневного отдыха.
Чем младше ребенок, тем больше времени ему нужно выделять на дневной сон: детям до трех лет спать следует не меньше трех часов.
Некоторые родители боятся или попросту не хотят отдавать кроху в детский сад и думают, что смогут обеспечить ребенку нормальное развитие самостоятельно. Но это далеко от истины. Жизнь по графику детского сада приучит дитя к дисциплине, организованности, а соблюдение режима питания и сна укрепит хрупкий детский организм.
Кроме того, садик подготовит чадо к походу в первый класс, и обучение в школе не будет для него стрессом. И это не говоря уже о том, что ребенку нужно социализироваться и переживать приятные и смешные моменты от общения с одногодками.
Режим «домашний»
А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.
Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.
Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.
Так, к обязанностям воспитателя относится:
- Осуществление тщательного присмотра за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках
- Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
- Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.
- Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
- Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
- С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
- Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
Режим дня в детском саду в подготовительной группе
Старшие дошкольники уже хорошо организованы, им нужно меньше времени на подготовительные работы к завтраку, прогулку, к отходу ко сну. В теплые месяцы дети проводят больше времени на улице, в холодное – в помещении. Поздней весной и летом рекомендованы прогулки дважды в день – после второго завтрака до обеда, и после полдника до прихода родителей. Образовательные занятия, если есть возможность, переносятся на улицу: экскурсии, тематические прогулки, соревнования по физической культуре, трудовая деятельность.
- Прием детей – с 7 до 8.20 утра.
- Утренняя гимнастика – 15 минут, с 8.30 до 8.45.
- Завтрак – с 8.45 до 9.00.
- Самостоятельные игры – с 9 до 9.10.
- Образовательная деятельность – с 9.10 до 9.40, потом перерыв десять минут, продолжение занятий с 9.50 до 10.20, снова перерыв десять минут, занятия продолжаются с 10.30 до 11 часов.
- Второй завтрак – с 11 до 11.10.
- Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение в группу – с 11.10 до 12.45.
- Обед — с 12.45 до 13.10. В данный период входят: подготовка к обеду и прием пищи.
- Сон – подготовка, гигиена, укладывание и дневной сон – с 13.10 до 15 часов.
- Подъем, гигиенические процедуры – с 15 до 15.25.
- Полдник – с 15.25 до 15.40.
- Игровое время, как самостоятельные игры, так и совместная деятельность – с 15.40 до 16.30.
- Прогулка – с 16.30 до 19 часов.
- «ПДД для детей дошкольного возраста«
- «ЗОЖ для детей дошкольного возраста«
- «Подвижные игры для детей дошкольного возраста«
Режим ребёнка, не посещающего детский сад
Если ребёнок пока сидит дома и не посещает общеобразовательное дошкольное учреждение, то его режим может быть примерно таким:
Временные интервалы | Действия |
С 7:30 до 8.00 | Пробуждение, переодевание, гигиенические процедуры (умывание с чисткой зубов) |
С 8.00 до 8:15 | Утренняя гимнастика |
С 8:15 до 8:30 | Завтрак |
С 8:30 до 9.00 | Подготовка к прогулке |
С 9.00 до 10:30 | Утренняя прогулка |
С 10:30 до 12.00 | Досуг дома: игры, занятия, творчество |
С 12.00 до 12:30 | Обед |
С 12:30 до 13.00 | Подготовка к дневному отдыху |
С 13.00 до 15.00 | Сон |
С 15.00 до 16.00 | Пробуждение, переодевание, спокойные игры, общение с членами семьи, подготовка к полднику |
С 16.00 до 16:30 | Полдник |
С 16:30 до 18.00 | Прогулка |
С 18.00 до 18:30 | Игры, занятия |
С 18:30 до 19.00 | Ужин |
С 19.00 до 20.00 | Спокойные развлечения в домашней обстановке, общение в кругу семьи |
С 20.00 до 20:30-20:40 | Подготовка ко сну: лёгкий перекус по желанию (стакан кефира или молока), гигиенические процедуры (купание с чисткой зубов), одевание пижамы |
С 20:30-20:40 до 21:00 | Настраивание на сон: чтение сказки или пение колыбельной, спокойные разговоры, поглаживание по голове |
С 21.00 до 6.00-7.00 | Ночной полноценный сон |
Представленный выше распорядок дня приблизителен. Составлять и организовывать режим нужно с учётом индивидуальных потребностей и особенностей каждого конкретного ребёнка. Так, если кроха просыпается позже или раньше, то пробуждение и, соответственно, укладывание на ночной сон могут сдвигаться. И всё же следует придерживаться рекомендованных интервалов между действиями, чтобы периоды бодрствования и отдыха не были слишком короткими или, напротив, продолжительными.
Требования к распорядку дня в ДОУ по СанПиН
Стандартный распорядок дня в детском саду рассчитан на 12 часов, которые ребенок проводит в стенах дошкольного заведения. Внесение каких-либо корректив осуществляется с учетом климатических условий, географического положения, других факторов. Режим составляют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН –10. Основные положения:
В детском саду предусмотрено четырехразовое питание с временным интервалом 4 часа между трапезами. Предусмотрено 2 прогулки на свежем воздухе – в первой половине дня и после дневного сна. В общей сложности гулять с детьми требуется 3–4 часа. Время пребывания на улице сокращается при температуре ниже –15 °С и скорости ветра от 7 м/с. Согласно расписанию дня, время дневного сна составляет 2–2,5 часа, при этом воспитатель должен присутствовать в спальне и следить за спящими детьми. Требуется проветривать помещение менее 10 мин. через каждые 90 мин. При отсутствии детей организовать проветривание за 30 мин. до их прихода с улицы или занятий
Температура воздуха не должна опускаться более 2–4 °С, важно избегать сквозняков. Постельное белье в детском саду требуется менять минимум 1 раз за неделю (согласно графику)
В холодный сезон воспитатель должен встречать детей утром в группе, при теплой погоде – на улице (на групповой площадке).
Занятия в детском саду
В детском саду развивают речевые навыки, расширяют кругозор детей, знакомят с азами математики и письма, прививают любовь к творчеству и культуре, дают новые знания. При отсутствии медицинских противопоказаний занятия ведутся по таким направлениям:
- физкультура;
- музыка, пение;
- изобразительное искусство;
- математика;
- развитие речи, логики, мелкой моторики;
- подготовка к школе.
В детском саду проводятся самостоятельные игры, когда дети общаются со сверстниками, заводят друзей, отдыхают. За день в детском саду проводится не более 3 занятий, перерыв между которыми составляет не менее 10 минут. Длительность урока:
- младшая группа (дети 3–4 года) – 10 мин.;
- средняя группа (4–5 лет) – 15 мин.;
- старшая группа (5–6 лет) – 20 мин.;
- подготовительная группа (6–7 лет) – 30 мин.
Расписание занятий в детском саду
Ни одно образовательное учреждение еще не обошлось без развивающих занятий. Они не только развивают мозг ребенка, но и являются подготовительным этапом дошкольника.
В перечень регулярных занятий должны входить:
- рисование;
- занятия музыкой;
- физические нагрузки;
- развитие и постановка правильной речи;
- математика;
- занятия по развитию моторики.
Обычно умственная и физическая деятельность проводится в первой половине дня. Во избежание переутомления чада, физкультуру и развивающие мозг занятия нужно чередовать. При этом нельзя забывать о перерывах.
Пауза между занятиями должна быть не менее 10 минут.
Длительность умственной работы зависит от возраста малыша:
- младшей группе (3 — 4 года) положено заниматься максимум 10 минут;
- средней группе (4 — 5 лет) следует проводить занятия по 15 минут;
- старшей группе (5 — 6 лет) положено заниматься по 20 минут;
- подготовительной группе (6 — 7 лет) нужно проводить занятия по полчаса.
В детском саду очень важна организация учебного процесса, поэтому образовательная программа составлена по ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам.
Режим ребенка зависит от родителей:
Живите по времени, не отступайте от режима без крайней необходимости. Ребенок может перевозбудиться и пропустит утренний или послеобеденный сон. Хорошо настроиться на сон помогает постоянный ритуал: переодевание в пижаму, высаживание на горшок, любимая игрушка на подушке, колыбельная песня, или сказка. Когда ребенок проснулся, постарайтесь, чтобы он не валялся и не играл в постели. Иногда, особенно в выходные, родители спят дольше обычного и график ребенка из-за этого ломается. Это неправильно
Надо принять важное правило: вся семья живет по графику, а не только малыш. В таком случае включается в работу принудительная синхронизация – биоритмы ребенка подстраиваются под график жизни взрослых членов семьи
И в самом деле, жить в одном биоритме и означает быть семьей. Разумеется, маме нет необходимости спать днем по два раза, но питаться можно в одном время с малышом.
Когда малыш вырастает до полутора лет, его режим дня меняется. Дневной сон становится одноразовым. Это непростой период и организм ребенка должен перестроиться. Но эти трудности временные, ребенок сам выберет способ, при помощи которого ему будет легче засыпать, родители должны только внимательно наблюдать за ним.
Стоит обратить внимание на то, чтобы обстановка вокруг была привычной, укладывать ребенка надо приблизительно в одно и то же время, не стоит отходить от обычного ритуала подготовки ко сну. Наберитесь терпения, так как до трех лет малышу требуется час для того, чтобы заснуть
После года питание ребенка уже сформировано и выработались определенные привычки. Оно четырехразовое – полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи строго фиксированные. Это помогает воспитать в детях пунктуальность. Кроме того, прием пищи по часам благотворно влияет на пищеварение и служит профилактикой заболеваний пищевого тракта, например, гастрита или дискинезии желчных протоков. Кстати, эти заболевания нередко встречаются даже у дошкольников.
Родителям стоит внимательно следить, чтобы в перерывах между едой ребенок не «перебил» аппетит сладостями, или сухариками. А вот фрукты, соки, ягоды должны быть в зоне постоянного доступа, чтобы малыш сам мог съесть, например, яблоко, когда захочет. Еще одним важным моментом является высадка на горшок. Обычно эта процедура происходит до сна и после сна, после еды. Не стоит тянуть с приучением к горшку, особенно, если родители планируют водить ребенка в детский сад.
Даже кроха может делать зарядку. После сна надо сделать с ребенком несколько простых движений. Движения ручками вверх-вниз (машем крылышками), прыжки, наклоны за игрушкой, которые ребенок выполнит сразу после сна, помогут ему окончательно проснуться и вернуться к обычному жизненному ритму. Зарядка длится обычно до двух минут и должна быть игрой.
Режим дня детского сада – примерная схема
В большинстве садиков утвержден 12-часовой рабочий режим – с семи утра до семи вечера.
Подобная продолжительность дня позволяет мамам и папам освободить время на работу, а дошкольникам – получить полноценное развитие и подготовку к школе.
Утро
- Прием детей. Учебный день в садике начинается с приема воспитанников. Этот период чрезвычайно важен для создания эмоционального настроя всей группы. Воспитатель встречает родителей и детей, узнает, в какой настроении пришел каждый ребенок, что позволяет выстроить правильное общение с дошкольниками.
- Зарядка. Разминка под музыкальное сопровождение – хороший задел для дальнейшей двигательной активности дошколят. Она повышает выносливость и сопротивляемость организма к инфекциям. А регулярная физическая нагрузка способствует оптимальному развитию опорно-двигательной системы. Дети растут крепкими и выносливыми.
- Завтрак. Время завтрака также строго регламентировано. Обычно он включает в себя запеканки, молочные каши, чай или какао и бутерброд с маслом. Если малыши просто дожидаются, когда за ними поухаживают воспитатель и нянечка, то дети постарше помогают накрывать на стол.
- Образовательная деятельность. Занятия педагоги проводят в игровой форме, чтобы дошколята лучше усваивали материал и в игре приобретали необходимые навыки, умения и знания. Проходят уроки для дошкольников утром и во второй половине дня, длятся они от 10 до 25 минут. Их длительность зависит от возраста малышей.
В режиме дня сада встречаются следующие направления занятий:
- речевое развитие;
- физкультура;
- музыка и хореография (зависит от учреждения);
- изодеятельность (рисование, лепка и аппликация);
- математика и т.д.
День
- Прогулка. Обязательным элементом распорядка дня является прогулка. Нахождение на свежем воздухе закаливает организм, укрепляет здоровье и стимулирует познавательную и двигательную активность. Прогулки необходимо проводить в любую погоду. Исключение – неблагоприятные метеоусловия (сильный мороз, ливень и т.д.). При слабом дожде дети гуляют на верандах, защищенных от ветра и осадков, играя в спокойные игры.
- Обед. После продолжительной прогулки, длящейся до полутора часов, детки обедают. Обед – это основной прием пищи в дошкольном учреждении. Чтобы восстановить потраченную за день энергию, ребенок должен съесть первое, второе, третье блюда и салат. На первое дают различные супы – борщ, щи, рассольник. На второе повара готовят гарнир (гречневая каша, макароны) и мясные блюда (гуляш, котлетки и т.д.). Третье блюдо – кисель, компоты или свежий сок. Кстати, детсадовские рецепты можно использовать и в домашнем меню. Это поможет ребенку быстрее приспособиться к условиям детского сада.
- Сончас. Чтобы полноценно отдохнуть и подготовиться к вечерним занятиям, детям необходим перерыв. В режиме дня детского садика для этого выделено определенное время – сончас. Он может длиться от 1,5 до трех часов в зависимости от детского возраста. Опытные педагоги перед отдыхом организуют тихие игры, читают книги. Все это успокаивает малышей и настраивает на крепкий, продолжительный сон.
Вечер
- Полдник. Ребенок проснулся, потянулся и готов к новым свершениям. А чтобы он не ощущал чувство голода до прихода родителей, в садике запланирован полдник. Чаще всего перекус включает в себя булочки, пирожки, йогурт или ряженку.
- Образовательная деятельность. Вечером педагоги занимаются с детсадовцами по облегченной программе – проводятся сюжетно-ролевые игры, конструирование, чтение книжек и т.д. Также выделено время на самостоятельную игровую деятельность. Детки с удовольствием собирают пазлы, играют с машинками и куклами.
- Ужин и прогулка. Обычно последний прием пищи в дошкольных учреждениях проводится в 17.00. Затем, если позволяет погода и время года, дошколята выходят на прогулку, где их забирают родители.
Какое значение имеет режим в детском саду для ребенка
Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье малыша, а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям.
Когда педагоги планируют расписание дня в детском саду, то они в первую очередь учитывают тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.
с 8:00 до 12:00 с 16:00 до 18:00 | с 14:00 до 16:00 после 20:00 |
Дошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются.
На протяжении всего дошкольного детства режим в детском саду претерпевает лишь небольшие изменения. Незначительно меняется продолжительность дневного сна и время прогулки.
От чего зависит организация режима дня в детском саду?
Помимо общих принципов построения, режим дня в ДОУ учитывает такие факторы, как погода, время года, каникулярные сезоны. Так, в плохую погоду воспитатель может сократить время прогулки или отказаться от вывода детей на улицу вообще, заменив прогулку игрой в спортзале. В периоды сезонной заболеваемости снижается физическая нагрузка на малышей, больше времени уделяется прогулкам на свежем воздухе и закаливанию.
Летом, во время каникул, важно уменьшить накопившееся у детей утомление. Поэтому режим дня на лето в ДОУ часто включает игры, марафоны и праздники вместо привычных учебных часов.
Азбука режима
Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.
Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:
- не менее 4-х раз в день;
- горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
- по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
- по суточной норме калорий: 5 лет — 2000 ккал, 6 лет — 2200 ккал, 7 лет — 2400 ккал;
- по количеству — не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).
В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.
По времени режим строится так:
- завтрак в 8-9 часов,
- обед в 12-13 часов,
- полдник в 15-16 часов,
- ужин в 18:30-19:30 часов.
Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.
Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.
Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.
- Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
- Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
- Обязательна утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия в дошкольном учреждении — 3 раза в неделю: дети 5 лет — 25 минут, дети 6-7 лет — 30 минут.
- Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
- Физкультминутки между умственными занятиями.
- Гимнастика после дневного сна.
- Умеренно активные игры на второй прогулке.
Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.
Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон — это сильный иммунитет. А теперь по порядку.
- Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет — 12 часов, 7 лет — 10-11 часов. Но многое индивидуально — в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
- Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
- Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
- Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 — 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.
Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:
В утреннее время после завтрака — два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет — 20-25 минут на один вид; 6-7 лет — 30-35 минут.
Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру.
Нюансы процесса
Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.
Правила питания
Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:
- Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
- От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
- От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.
Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.
Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:
- Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.
- Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
- Меню дошкольника должно постоянно меняться. При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
- Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
- Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
- Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.
Организация сна
Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.
Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:
- шумные игры;
- сидение за компьютером;
- просмотр телевизора.
Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.
Прогулка и физическая активность
Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней.
Ежедневные прогулки помогут улучшить:
- скорость обмена веществ;
- работу сердечно-сосудистой системы;
- устойчивость к различным заболеваниям;
- состояние органов дыхания.
Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:
- беговой разминкой;
- спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
- упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
- развлекательными играми.
Рекомендуем почитать: Как быстро уложить ребенка спать за 5 минут: 12 эффективных методов, 10 правил от Комаровского