Главная / Жалобы, суды, права потребителей / Права потребителей
Назад
Опубликовано: 09.10.2018
Время на чтение: 7 мин
0
624
По поводу гарантии на автомобильные аккумуляторы ведется немало споров, так как данный вопрос должным образом не урегулирован. Нередко автомобилисты возмущены невозможностью вернуть и обменять АКБ в случае ее выхода из строя, хотя гарантия формально еще действует.
- Правовые нормы
- Гарантия на автомобильные аккумуляторы по закону
- Что покрывается гарантией
- Что не покрывается гарантией
- Длительность гарантии
- Как вернуть аккумулятор
Правовые нормы
Под гарантийным периодом понимается обязательство продавца производить замену аккумулятора для автомобиля в течение установленного периода.
Процедура замены аккумуляторной батареи (АКБ) по гарантии должна опираться на действующий Закон «О защите прав потребителей». Так, в ст. 18 данного закона указано на права потребителя при обнаружении у товара дефекта.
Покупатель имеет право требовать замены товара на аналогичный или другой модели, бесплатного устранения недостатков или возврата уплаченной суммы. Сделать это можно независимо от того, сохранился ли чек об оплате.
По закону о защите прав потребителей у покупателя также есть возможность отказаться от купленного товара в течение 14 дней, независимо от наличия дефектов при условии, что данный товар не входит в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный Постановлением Правительства от 19 января 1998 года за номером 55.
Что делать, если дилер отказывает в гарантийном ремонте?
Если Вы стали жертвой подобного вышеописанному сюжета, то уже понимаете, почему дилер поступает незаконно. Между тем, порядок действий здесь достаточно прост.
Прежде всего, любые взаимоотношения с официальным дилером, в том числе требования об устранении недостатков, нужно производить в письменном виде. Недостаточно просто приехать к продавцу и указать на поломку. Нужно написать письменное требование устранить недостаток или провести экспертизу для установления невиновности продавца в недостатке и предоставить мотивированный отказ на основании экспертизы.
Требование нужно предоставить в виде претензии в 2 экземплярах, где в одном должны поставить входящий номер или просто должностное лицо должно подписать его и отдать Вам как доказательство принятия. В любом случае лучше снимать сдачу претензии на видео, так как хитрость некоторых дилеров не знает границ – были случаи, когда представители автосалона утверждали, что покупатель не давал никаких претензий, а подписавшийся сотрудник вообще не работал никогда у них, и доказать обратное практически невозможно.
И только доказав, что недостаток возник в прямом следствии от вмешательства посторонних лиц, дилер может отказать в гарантийном ремонте автомобиля.
Потребитель рассчитывает на покупку качественного товара.
В функционировании технических устройств есть ряд особенностей, поэтому важно знать, как обращаться к продавцу с гарантией на технику при недостатке.
Гарантия на автомобильные аккумуляторы по закону
На каждую аккумуляторную батарею при продаже заполняют гарантийный талон. В гарантийном талоне прописываются данные о наименовании и модели АКБ, дате покупки, гарантийном сроке, дате его окончания, наименовании продавца, а также ставится подпись продавца.
На автомобильных аккумуляторах производители пишут определенный гарантийный срок. Это может быть 12, 24 или 36 месяцев.
Многие покупатели наивно полагают, что в указанные сроки они могут вернуть вышедший из строя аккумулятор и заменить его на новый. Указанная гарантия производителя распространяется лишь на заводской брак. Тогда как если АКБ попросту выработает свой ресурс до того как истек гарантийный срок, то он не подлежит замене.
Как поменять в магазине
Перед тем как поменять проблемный аккумулятор, необходимо выполнить ряд обязательных действий. Они заключаются в таких этапах:
- Покупатель составляет заявление и обращается с ним в точку продажи с требованием о замене АКБ, проведении независимой экспертизы, возврате средств или ремонте. Документ должен содержать данные о покупателе, включая способы связи (телефон, почта и пр.), наименование товара, чек, дату и подпись.
- По итогу рассмотрения жалобы назначается экспертиза. Её оплата будет накладываться на виновника происшествия.
- При подтверждении неисправностей покупателя извещают о сроках устранения проблемы или замены товара. Если есть претензии, то стоит обращаться в суд.
Что покрывается гарантией
Гарантийный талон на АКБ предполагает возможное наличие производственного дефекта. Если он не был выявлен в производственном цикле, то когда такой брак обнаружится в процессе эксплуатации, специалисты гарантийного центра должны будут заменить эту батарею в установленные сроки.
Гарантия на автомобильные аккумуляторы распространяется на случаи заводского брака, которые включают в свой состав:
- Разрыв внутренних связей аккумулятора из-за плохой пропайки контактов (обрыв цепи). Например, обрыв перемычек между пластинами или соединений между банками, обрыв клемм.
- Короткое замыкание пластин из-за малого зазора между ними, отсутствие осыпания и коробления пластин в банке.
- Батареи с низкими пусковыми характеристиками, протекающим электролитом, неотформированной активной массой.
Производственные дефекты следует отличать от эксплуатационных. Гарантия распространяется только на первые. Обычно на практике батареи с производственным браком служат менее года, и о таком дефекте покупатель узнает достаточно быстро.
Если в процессе производства не возникло никаких дефектов АКБ, то такой товар, по сути, не нуждается в гарантийном талоне, так как он бессмысленный (не является основанием для замены аккумулятора).
Как вернуть аккумулятор
Процедура замены аккумуляторной батареи предполагает прохождение таких этапов:
- Покупатель обращается к продавцу с заявлением о возврате, замене или ремонте АКБ. В заявлении прописываются сведения о покупателе и его контактные данные, чек, наименование товара, обстоятельства покупки, дата и подпись.
- Обычно далее назначается экспертиза. Если покупатель сдал товар в гарантийный период, то экспертизу должен провести продавец. Расходы на проведение экспертизы могут переложить на покупателя в случае, если будет доказано, что аккумулятор не имеет производственного брака.
- В случае обнаружения производственных дефектов в АКБ требования покупателя о возврате, замене или ремонте должны быть удовлетворены в установленные сроки.
Если покупатель несогласен с доводами экспертизы, то он может заказать свою собственную. Для этого в специализированную компанию вместе с аккумулятором, гарантийным талоном подается письменное заявление с целью обращения клиента.
В ходе экспертизы АКБ специалисты:
- Осуществляют сверку гарантийного талона и данных на этикетке.
- Осматривают аппарат на предмет повреждений.
- Производят замеры ЭДС, температуры, плотности, уровня электролита, прозрачности.
- При отсутствии пробок извлекают индикатор и замеряют плотность ЭДС.
- На основании указанных мероприятий принимается решение о постановке АКБ на зарядку или вскрытие его для проведения проверки на повреждения.
- После снятия с зарядки АКБ проверяют, не перегрелся ли один из полюсов.
На основании пройденных шагов эксперты делают выводы о состоянии батареи. Обычно вся процедура занимает не более 2 недель.
После получения результатов экспертизы, которые подтверждают наличие заводского брака, покупатель может обращаться к продавцу для замены АКБ по гарантии.
Поставщик обязан выполнить законное требование покупателя, иначе дело может дойти до суда. Тогда ему грозит штраф. При этом обязанность по замене аккумулятора после выплаты штрафа не снимается.
Таким образом, гарантия покрывает только случаи производственных дефектов, которые не были обнаружены на контрольном участке АКБ. Такие батареи встречаются в продаже очень редко. Тогда как дефекты, возникшие в процессе эксплуатации, не покрывают производственный брак и не являются основанием для замены батареи. На практике практически все попытки сдать автомобильные аккумуляторы по гарантии заканчиваются отказом и ссылкой на то, что данные дефекты батареи возникли из-за ее некорректной эксплуатации.
Что не покрывается гарантией
Гарантия не устанавливается на такие характеристики АКБ, как:
- календарный ресурс и ресурс по пробегу машины;
- интенсивность износа;
- степень снижения работоспособности и показателей работы.
Связано это с тем, что производитель не может проконтролировать, в каком режиме эксплуатировался автомобиль и обслуживалась АКБ. Ведь ресурс ее работы во многом зависит от марки машины, количества километров, которые она проехала за время эксплуатации, климатических условий, работы генератора и самого водителя.
Гарантия не покрывает такие случаи возникновения дефектов в аккумуляторе, как:
- изменение цвета электролита;
- низкий уровень электролита (оголены пластины);
- не соответствующая норме плотность электролита;
- наличие механических повреждений;
- неисправность электрооборудования.
Такие АКБ производители не принимают для бесплатного обмена.
Но ввиду высокой конкуренции на рынке АКБ производители предлагают своим клиентам различные формы компенсации за вышедший из строя аккумулятор вплоть до возможности его замены. Но по закону они не обязаны это делать, поэтому покупатель не вправе принудить производителя заменить АКБ или вернуть ему деньги даже при обращении в суд.
Гарантийный период не распространяется на механические повреждения, которые возникли при эксплуатации, хранении и транспортировке АКБ, а также после ее неправильной установки и подключения. Если покупатель внес какие-либо конструктивные изменения в аккумулятор, которые не были предусмотрены производителем, то батарею не примут для обмена.
Если вышедший из строя аккумулятор не подлежит ремонту, его следует утилизировать.
Поломки АКБ, не попадающие под гарантийное обслуживание
Если список поломок, попадающих под гарантию, ограничивается всего четырьмя случаями, то перечень неисправностей, при наличии которых в бесплатной замене аккумулятора могут отказать, куда шире. Причём каждый производитель волен по своему усмотрению включать в этот перечень практически любые поломки. Законодательством регулируется только тот факт, что данный список обязательно должен быть включён в техническую документацию батареи. Правда, размер шрифта, которым будут написаны эти «дополнительные условия», никак не регламентируется, так что, дабы не попасть в неприятную ситуацию, внимательно изучайте все документы при покупке АКБ.
К негарантийным поломкам относятся следующие:
- деформация катодной и(или) анодной пластины;
- оплавление выводов АКБ;
- «вздутие» аккумулятора;
- коррозия положительных электродов;
- изменение цвета электролита и(или) пластин.
Учтите, что даже в случаях, попадающих под гарантию, производитель имеет право отказать в обслуживании. Вот основные причины:
- отсутствие или повреждение гарантийного талона (не путать с документом, подтверждающим факт оплаты);
- отсутствие в АКБ электролита;
- нарушение маркировки аккумулятора;
- внешние повреждения корпуса или клемм;
- тёмный цвет электролита;
- несоответствие параметров АКБ электросети автомобиля;
- использование батареи не по назначению;
- любые, даже мельчайшие, нарушения правил обслуживания и эксплуатации аккумулятора;
- замерзание электролита;
- длительное хранение АКБ в разряженном состоянии.
Это далеко не все причины, по которым вам, скорее всего, в гарантийном обслуживании будет отказано. Полный их список можно найти в технической документации к каждой конкретной АКБ.
Длительность гарантии
Сроки действий гарантии на аккумуляторы устанавливаются производителем. Большинство из них указывают гарантийный период в течение 1-2 лет. Отдельные производители могут прописать здесь сроки до 5 лет.
Но, устанавливая пятилетнюю гарантию на АКБ, производитель не гарантирует того, что она не выйдет из строя за это время. Он лишь указывает, что за 5 лет гарантийного периода не пройдет поломка аккумулятора из-за производственного брака. Применительно к АКБ длительный гарантийный срок часто является лишь маркетинговым ходом для привлечения к покупке аккумулятора.
Если гарантийный срок на товар не установлен, то, согласно ст. 19 Закона «О защите прав потребителей», он составляет не менее 2 лет с момента передачи товара потребителю.
Эти правила распространяются и на те аккумуляторы, на которые производитель не прописал четкие сроки гарантии.
Когда дилеры пытаются снять с гарантии?
Никогда! Дело в том, что самого термина «снять с гарантии» или «слететь с гарантии» в ЗоЗПП не существует вовсе. Есть термин «гарантийный срок». И, так как это срок, то со срока нельзя слететь, и с него нельзя снять машину.
Официальный дилер может лишь отказать в гарантийном ремонте (в пределах гарантийного срока), если докажет, что недостаток (поломка, недочёт, полная гибель автомобиля) произошли по вине потребителя. И именно автосалон должен это доказывать.
Что такое вина потребителя? Установка допоборудования или проведение ТО не у дилера ещё не говорит о том, что какая-либо поломка в машине после этого возникла автоматически именно из-за проведения работ не у дилера, хотя именно так большинство дилеров и утверждают.
Чаще всего отказы в гарантийном ремонте происходят при следующих действиях покупателя, произведённых не в стенах дилерского центра:
- Вы установили сигнализацию (когда дилер сразу может утверждать, что гарантии на электрику Вы лишаетесь или вовсе полностью слетаете с гарантии),
- Вы провели техобслуживание самостоятельно (например, заменили сами масло, и тогда дилер говорит, что гарантии на двигатель теперь у Вас нет),
- установили парктроники,
- иногда даже воспользовались услугами шиномонтажа,
- провели развал-схождение колёс,
- провели кузовной ремонт после ДТП,
- меняли детали подвески (здесь также можно «слететь» с гарантии только якобы на подвеску),
- и ещё большая вариация работ – главное, что они проведены за пределами дилерского центра.
Все вышеперечисленные утверждения дилера не основаны на законе. Чаще всего сюжет отказа в гарантийном ремонте происходит по следующему сценарию:
- водитель делает что-то (проводит те или иные работы по автомобилю) не у дилера, что по условиям дилера приводит к тому, что машина или её часть слетает с гарантии,
- далее в автомобиле может образоваться поломка (которая может быть вовсе не связана с дополнительным оборудованием или работами),
- покупатель приезжает в салон, где покупал машину и жалуется,
- мастера автосалона обнаруживают установку доп. оборудования,
- мастера салона прямо говорят: «Вы же ставили [нужное подставить] не у нас, вот туда и обращайтесь, именно поэтому у Вас машина и сломалась!«.
Как видим, дилер безо всякой экспертизы просто указал на вину стороннего автосервиса. Это незаконно. Как мы уже говорили выше, нет в законе понятия «слететь с гарантии». Следовательно, обязанности продавца по устранению недостатков товара никуда не пропадают. Даже если Вы установили доп. оборудование или провели ТО не у дилера, и если даже именно это стало причиной поломки – то есть недостаток произошёл по Вашей вине. Гарантийный срок от этого никуда не девается, просто у дилера пропадает обязанность устранять именно этот недостаток товара. И эта обязанность переходит к причинителю вреда – тому, кто ставил оборудование.
Образец заявления на возврат
Заявление на возврат составляется в 2-х экземплярах в свободной форме. Текст должен содержать следующие данные:
- Информация о покупателе;
- Информация о продавце;
- Купленный товар;
- Дата покупки;
- Товарная категория;
- Должна быть указана причина возврата;
- Товарный вид при возврате;
- Требование обмена товара или возврата денежных средств.
Внизу заявления прописывается дата подачи и подпись с расшифровкой.
Обрыв цепи
В составе аккумуляторной батареи находятся шесть банок. Если электропроводимость между одной из пар пропадает, возникает «обрыв» – резкое повышение сопротивления в цепи при нагрузке. Проще говоря, аккумулятор с обрывом при проверке вольтметром покажет нормальное напряжение на клеммах. Но нагрузочная вилка выведет брак на чистую воду. Нагрузка в 0,2 А резко понижает напряжение в сети (менее 5 В).
Как видим, продавцы ничуть не лукавят, когда говорят, что гарантия помогает заменить бракованный товар. И к браку, увы, не относится порча товара по неосторожности и/или незнанию. Так что, короткий срок службы товара, а особенно зависимого от исправности систем автомобиля и прямоты рук водителя, не всегда является характеристикой его качества.
Поэтому, в первую очередь нужно честно и без эмоций определить: действительно ли ваша батарея подпадает под гарантийный случай. Если нет, то даже не пытайтесь: недобросовестные продавцы могут начать «динамить» настоящий случай брака, но расколотый по неосторожности покупателя АКБ принимать точно никто не будет.
Если вы убедились в том, что аккумулятор был неисправен с самого момента покупки, действуйте по такому плану:
- Если вы все еще не уверены, повреждена батарея в ходе эксплуатации, или была ущербной с завода, ее можно диагностировать в крупном дилерском центре. Важно, чтобы центр имел как можно более широкий ассортимент АКБ разных брендов, в таком случае, у его работников не будет заинтересованности обмануть вас и выдать брак за испорченную вами вещь. Покупать аккумулятор, чтобы добиться справедливости по гарантии лучше всего в таком же дилерском центре. Официальные дилеры охотно идут навстречу клиенту, учитывая, что в дилерских договорах чаще всего прописано: затраты на замену бракованных батарей несет завод-изготовитель. Однако, не стоит нести самолично загубленную батарею официальным дилерам: представители опытных компаний легко раскроют обман и посмотрят на вас, мягко говоря, с неодобрением.
- В случае, если вы полностью уверены в браке, а продавец продолжает «уходить в несознанку», стоит составить официальную претензию. В акте нужно указать прозрачность электролита, его плотность в каждой банке, напряжение на клеммах и дату производства аккумулятора. Необходимо, чтобы заключение по экспертизе выдавала конкурирующая организация. Важно, чтобы дилер, которому вы доверите произвести экспертизу, не работал с вашими обидчиками в одной связке. Зачастую, о таком неявном партнерстве говорят одни и те же российские аккумуляторные бренды на прилавках.
Если за неделю результат не появился – необходимо подать иск в мировой суд. Представители магазина, продавшего вам брак, постараются замять дело, если АКБ действительно подлежит замене по гарантии. Ведь в случае начала делопроизводства, нерадивому дилеру придется выложить госпошлину и штраф за отсутствие решения спора в досудебном порядке.
Что делать, если сломалась стиральная машина
Когда стиральная машина на действующей гарантии сломается, то нужно обращаться к продавцу. Если гарантийный срок не закончился, то он обязан найти и устранить дефект. Чтобы узнать, сколько составляет этот период, нужно обратиться к гарантийному талону. При доставке он кладется в коробку с остальными документами.
При обращении к продавцу нужно оформить требование ремонта машинки. Оно оформляется так же, как и претензия.
При самостоятельном подключении
Если установкой стиралки по месту ее доставки занимался не мастер, то возможны несколько дефектов, вызванных ошибочной установкой:
- неправильное подключение к водоснабжению;
- проблемы в электроснабжении (сломанная розетка, недостаточная мощность).
Поэтому нужно производить установку стиральной машины совместно с мастером. Если при самостоятельном подключении агрегат сломался от действий потребителя, то ремонт по гарантии возможен, но только за свой счет.
ВАЖНО: вину покупателя в поломке должен доказать продавец.
На что дается
Возможность гарантии на бытовую технику установлена по закону и содержит ряд особенностей.
ВАЖНО: почти вся техника — это технически сложный товар, к которому применяют особые требования. Перечень утвержден Постановлением Правительства от 2011 года № 924.
По общему правилу, для такой техники невозможно заявление требований по прошествии 15 дней с даты покупки. Но невозможность использования вещи в течение 30 суток от гарантийной продолжительности – основание для заявления претензии о качестве после истечения 15 дней.
Для техники характерно, что гарантия устанавливается как на основной товар, так и его комплектующие, составные части. Хотя порядок исчисления одинаковый, ее продолжительность может отличаться:
- Договором на отдельные детали можно установить меньше, чем на основную часть.
- На комплектующие изделия возможно установление более длительного срока.
ВАЖНО: изготовитель, продавец могут установить дополнительное обязательство, при котором выполняет требования также после истечения гарантии.
Срок рассмотрения претензии
В последующий период производится рассмотрение претензии ответственным лицом продавца.
- Если покупатель требует обмена батарейки, то рассмотрение может занять около 7 дней. В этот период выполняются все требуемые проверки;
- Если покупатель хочет вернуть деньги за изделие с браком, то у продавца будет 10 дней, чтобы написать ответ. Если итог будет положительным, то покупателю будут выплачены все потраченные деньги;
- Ответственное лицо продавца может отказать покупателю в принятии товара и возврате денег. Это происходит в ситуациях, когда вещь пришла в негодность по вине покупателя;
- Если брак товара возник по вине продавца или транспортной компании, то в компенсации может быть отказано. Для этого выполняется специальная экспертиза, которая позволяет установить, из-за чего возникла неисправность.
Сроки возврата денег
Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Стоит помнить, что за каждый день просрочки виновная сторона выплачивает пеню, ее размер устанавливается в соответствии с договором. Если данный вопрос осуществляется без договора, то размер пени будет равняться 1 % от стоимости товара.
Возврат батарейки с браком является сложной процедурой, которая имеет много нюансов. Покупатель должен быть готовым к тому, что продавец будет уклоняться от его приема и возвращения денег. Чтобы сделать все правильно и вернуть потраченное, стоит обратиться к помощи профессиональных юристов.
Потребитель может вернуть батарейки в магазин по 2-м основным причинам:
1) Приобрел не тот элемент питания. В итоге устройство ее не приняло по ряду параметров.
2) Оказалось что батарея негодная. Имеются повреждения, низкий уровень заряда или видно, что ей уже пользовались.